Как провести страстную седмицу?

В преддверии наступающих дней, непосредственно подводящих нас к Пасхе, многим,  хотелось бы уточнить, как же,  нужно себя вести, чтобы подготовиться к этому величайшему Торжеству?

Очевидно, что церковные праздники нужно отмечать, прежде всего, в церкви, отодвигая приготовление всех «вкусностей» на второй план. Соборная молитва, пост и покаяние, внимание к тому, что происходит на богослужении, чтение и слушание Страстных Евангелий — все это как ничто другое поспособствует тому, что Пасха будет встречена с радостью и ликованием. Поэтому первое, и самое главное правило — все нужно делать вовремя, чтобы наши домашние хлопоты ни в коем случае не мешали молитве. Все кулинарные мероприятия лучше бы успеть закончить в Великую Среду, как, кстати, и делали все наши благочестивые предки на Руси.

Все дни Страстной Седмицы пронизаны воспоминаниями о последних событиях в земной жизни Спасителя. Великие Понедельник, Вторник и Среда посвящены воспоминанию Его последних бесед со своими учениками и народом. За это время в храме должны быть целиком прочитаны все четыре евангелиста, но, по возможности, хорошо было бы прочитать те же Евангелия еще и дома.

Хорошо, если вместе с внимательным чтением Евангелия приходит и понимание того, что же претерпел Спаситель за наши грехи, приходит покаяние и священный страх. Нужно постараться собственными усилиями и размышлением о Христовых Страстях  добиться этого.

В Чистый Четверг мы, по обычаю, стремимся причаститься Святых Христовых Таин за утренней литургией, в воспоминание того, самого первого Причастия, которое было установлено Спасителем на Тайной Вечери в Иерусалиме. Это вовсе не означает, что Тело и Кровь Христовы в этот день чем-то отличаются от тех, которые предлагаются нам в другие дни, нет. Просто, все глубже и глубже проникаясь духом евангельских событий, мы стремимся принимать участие в них лично, подобно тому, как мы приносим в храм вербные ветви, вспоминая о тех пальмовых ветвях, которыми устилали дорогу Христа в Иерусалим.

Утреня Великой Пятницы служится в наших храмах в четверг вечером. Самая главная особенность этой службы — чтение двенадцати Страстных Евангелий, двенадцати отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы. Утром, уже в саму пятницу, когда Бог умер за нас на Кресте, Литургия не совершается, а на Часах снова прочитываются Евангелия о Его Страстях. Вечерня Великой Пятницы (вынос Плащаницы) посвящена погребению Спасителя и совершается обычно в середине дня.

Вот  и преддверие Пасхи, Великая Суббота! Но почему-то самый благословенный день субботнего покоя, когда Покоящийся во гробе телом и Сошедший душою во ад Господь уже победил смерть Своею смертью, особенно часто проходит мимо нашего внимания. На самом деле нам просто не хватает внутреннего понимания, что с этой службы, собственно, и начинается сама Пасха, начинается переход от покоя смертного к покою Воскресения Христова, и к его великой радости, когда одинаково — постившиеся и не постившиеся, воздержанные и нерадивые — все призваны ликовать о ныне открытых вратах Небесного Царствия…

Когда слышен призыв Церкви «Да молчит всякая плоть человеча…» лучше, действительно, заставить замолчать все посторонние голоса, проносящиеся в нашей голове, и в тишине внимать дивным предпасхальным молитвам. И когда в этой тишине зазвучат радостные колокола, возвещающие Господне Воскресение, мы будем первыми, кто их услышит.

Священник  Димитрий  Васильев      По материала сайта журнала Славянка —  slavianka.com

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.