Иконографические образы Святителя Николая.

Святитель Николай Чудотворец – самый почитаемый святитель на Руси со времен принятия христианства. Существует развитая иконография этого святого. Небольшая деталь в иконе может иметь особое значение. Давайте попробуем лучше понять, что хотели донести до нас древние иконописцы, так или иначе изображая святого.

Тип изображения «Поясной»

Никола Липный. Иконописец Алекса Петров. Новгород., 1294 г.

Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного цвета фелонь и омофор — широкую длинную полосу материи с изображением крестов — знак архиерейской власти. Омофор символизирует уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых ему для этого.

Слева и справа от Святителя часто изображаются фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе 325 г. Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, чье учение определено как еретическое, и за это был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор — знаки святительского достоинства. После этого ему вернули сан архипастыря.

Тип изображения «Ростовой»

Никола Можайский.

В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.

Основными примерами изображения Святителя Николая в полный рост  являются иконы «Николы Зарайского» и «Николы Можайского». В последнем случае Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах Святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления Святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии.

Тип изображения «Оплечный»

Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и  наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы часто писали по царским заказам. Так, Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день — 6 декабря 1533 года — и считал святителя Николая своим покровителем.

Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающий святителя  отвращающим от зла, бесов, несчастий  и всякой скверны. Икона появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя». 

В народной культуре также возникают специфические названия образов Святителя Николая.

Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.

Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.

Тип изображения «Житийные иконы»

Святой Николай, 16 век. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань»  (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Известны чудеса, которые происходили на Руси – например , чудо о киевском детище. Могли быть различные перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер иконографии св. Николы.

Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни».

Среди житийных икон Святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Копии с иконы были также посланы в Вологду, Тотьму и другие города. Через год образ был возвращен в Вятку.Чудотворная икона до наших дней не сохранилась — существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря.

В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая, проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу, правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их товары.

Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.

Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.

Максимова Анна. 

Официальный сайт Иконописного Отделения Санкт-Петербургской Духовной Академии.

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.