Неделя 11-я по Пятидесятнице. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Святейший Патриарх Кирилл. /фото сайта www.pravoslavie.ru

Закон, бросающий вызов всеобщей логике выживания

Мы знаем, какое потрясающее впечатление производит на вдумчивого наблюдателя бескрайнее звездное небо. Оно являет нам масштаб Божественного величия, красоту Божиего творения, силу и мудрость, несопоставимую с человеческой силой и мудростью. Однажды я спросил одного из наших выдающихся ученых, насколько наука способна понять и описать сегодня все то, что представляет собой мироздание. Его ответ меня поразил: «Может быть, на десять процентов». А что же все остальное? — «Оно пока недоступно науке и человеческому знанию». Но прав был Иммануил Кант: не только звездное небо свидетельствует о величии Божием. А если мы заглянем в самих себя, если мы ответим на вопросы: «Что такое наша совесть?», «Что такое нравственное чувство?», «Почему мы знаем, что такое добро и зло?», — и это несмотря на то, что информационное пространство оказывает на нас мощное давление, чтобы мы потеряли способность различать добро и зло? Как же мы их различаем? Потому что Бог заложил в нашу природу нравственный закон, который не проистекает из внешнего мира. Это закон, бросающий вызов всеобщей логике выживания в условиях физического мира.

Подвиг

Для того чтобы почувствовать парадоксальность и Божественную силу этого закона, давайте ответим на один вопрос: что такое человеческий подвиг? Подвиг — это способность человека пожертвовать своим здоровьем, своим материальным благополучием, своей жизнью ради более высоких целей. Если бы вся наша жизнь замыкалась в этом историческом пространстве, если бы мы были им сформированы, как нас убеждают люди неверующие, — то где бы нашлось место идее жертвенного подвига? Ведь в таком случае жизнь земная, физическая должна быть абсолютной, конечной ценностью. И почему кто-то должен отдавать свою жизнь за другого человека, за свой народ, за самые высокие ценности, которые он исповедует? Да никогда, если бы человек был сформирован этим миром.

Наша душа — это и есть маленькое окошко в вечность

Но Господь вложил в нас душу, и в ней мы находим отблеск вечности. Наша душа — это и есть маленькое окошко в вечность. Когда мы сердцем воспринимаем красоту мира, красоту человеческого творения, прекрасные произведения музыки или живописи, чувствуя, что Богом вложенный в человеческое и космическое бытие закон гармонии приносит свои плоды, — всякий раз, когда мы встречаемся с этой гармоничной, Богом учрежденной красотою, — мы словно заглядываем через окно в вечность. Но есть и более прямые пути — когда человек обращается с верой к Богу, когда он молится, когда он участвует в Божественном таинстве Евхаристии, когда Само Тело и Кровь Христовы касаются нашего естества, — в этот момент мы заглядываем в вечность.

Не терять уверенности

Вот так и мы с вами — люди слабые, ограниченные, обремененные жизненными обстоятельствами, — забывая об этом соприкосновении с вечностью, которая даруется нам в молитве, в таинстве Святой Евхаристии, в лицезрении красоты и величия сего мира, погружаясь в обыденность, часто обо всем этом забываем. Но даже при этом образе жизни мы никогда не должны забывать, что Господь простил апостолов и вернул их на великий путь свидетельства о Его Воскресении. Ни при каких обстоятельствах мы не должны терять уверенности, что Господь с нами, что Он ведет нас по жизни, что вместе с Ним мы способны преодолеть трудности повседневного бытия и обрести спасение в жизни вечной.

Из слова в праздник Преображения Господня после Божественной литургии на Соборной площади перед Спасо-Преображенским кафедральным собором г. Выборга. 21 августа 2017 г
По материалам сайта www.pravoslavie.ru
Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.