Неделя 12-я по Пятидесятнице. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл/ фото сайта www.pravoslavie.ru

Без добра не может быть счастья

Мое особое слово – о детях. Они только начинают жить, и очень важно, чтобы они жили с верой в сердце, потому что вера делает человека добрее, а без добра не может быть счастья. Вдумайтесь, разве бывают счастливы люди злые, недобрые? Такие люди могут быть богатыми, они могут ездить на хороших машинах и жить в красивых домах, но они не могут быть счастливы, потому что счастье – это радость, это мир Божий в сердце. А мир и радость даются лишь тогда, когда человек совершает добро, когда он становится добрым. Вот почему так важно воспитание детей в православном духе: чтобы с самого детства эти простые истины становились частью их сознания, их души.

Из  слова после чина освящения закладного камня в основание храма святых Новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Певек на Чукотке 6 сентября 2016 года

Чужое ярмо

Обращаясь к христианской общине в Коринфе, одном из центров языческого культа, апостол Павел предостерегает верующих, чтобы они не подпадали под ярмо язычества, опасное для духовной жизни. Но ведь существуют чужие силы, чужие идеи, которые могут стать ярмом и для всех нас.

Что же на самом деле является чужим ярмом? Это то, что противоречит Богом зданной нравственной природе человека. Господь создал нас такими, что вложил в нас нравственную программу. Он не вкладывал в нас интеллектуальные программы, Он не настраивал нас на изучение математики, физики или астрономии – Он просто дал нам силу разума, так что мы сами получаем образование, навыки, умения, квалификации. А вот нравственную программу Он в нас заложил, и с детства ребенок через общение с родителями понимает, что такое добро и что такое зло.

Что же является чужим ярмом? – То, что противоречит Богом зданной нравственной природе человека

Вообще способность человека различать добро и зло необъяснима. Одна эта способность должна убеждать каждого сомневающегося в том, что Бог существует. Несмотря на многообразие мира, многообразие культур, огромное количество различий между людьми, все они, тем не менее, связаны единым пониманием добра и зла, ведь на этом общем понимании добра и зла основывается такая ценность, как справедливость. Все суды работают для того, чтобы устанавливать справедливость, и не потому, что кто-то когда-то написал законы. Суд существует ровно столько, сколько существует человечество, и правый суд всегда утверждал справедливость. Куда бы мы ни поехали – на восток, на запад, на север, на юг, – мы всегда встретимся с одинаковым пониманием справедливости среди людей, а значит, с одинаковым пониманием добра и зла.

Что же тогда чужое ярмо? А это идеи, мысли, поступки, примеры, которые идут вразрез с этой Божественной программой, которые навязывают иной образ жизни, когда грех вдруг представляется как святость, зло – как добро, когда все смешивается в страшном и смертоносном соединении. И человек, который впитывает в себя этот смертоносный продукт, становится нежизнеспособным, он теряет что-то очень важное, он перестает отличаться от животного, он разрушает программу, вложенную в его душу, в его разум Богом.

Если человек совершает грехи, но сознает, что поступил плохо, – он раскаивается пред Богом. Лучше приносить покаяние в храме, но не всегда это возможно. Поэтому каждый день, заканчивая свой день, мы должны анализировать свои слова, свои поступки перед самими собой и пред Богом и говорить: «Господи, я поступил плохо, я произнес неправильные слова – прости меня, помоги мне избегать этих плохих поступков или слов!» Тогда мы корректируем нашу жизнь, мы вновь настраиваем себя на ту самую программу, которую Бог вложил в нашу природу. А если мы оправдываем, даже наедине с собой, свои поступки, иногда отвратительные, то мы разрушаем нравственную основу собственной природы.

Великий грех – разрушать нравственную природу человека

Еще хуже поступают и еще большую ответственность несут те, кто обрушивает на человека информацию, разрушающую нравственность. Вот почему Господь говорит, что лучше было бы человеку, который вносит соблазн, если бы повесили ему жернов мельничный на шею и потопили в пучине морской, потому что развращение другого человека является величайшим грехом пред Богом (см.: Мф. 18: 6). А отсюда проистекает огромная ответственность для властей, для средств массовой информации, для культуры, для всех тех, кто влияет на мир. Можно и нужно говорить людям правильные, умные слова, помогающие им расти умственно, нравственно, духовно, улучшать условия жизни. Но величайший грех, когда мы распространяем мысли или слова, разрушающие нравственную природу человека.

Из  слова после Литургии в кафедральном соборе Святой Живоначальной Троицы
в столице Чукотского автономного округа г. Анадыре 7 сентября 2016 года

Наша вера и наша молитва – это не фантазия

Наша вера и наша молитва – это не фантазия, не самовнушение, не сказки, как нам говорили в безбожное время. Это реальность. И когда человек живет в трудных обстоятельствах, когда возникают семейные проблемы, когда происходит срыв в работе, в карьерном росте, когда нас посещают стрессы, а они часто посещают современного человека, мы должны особенно просить у Господа помощи, и Он нам ее дает.

Из слова  после молебна в Серафимо-Никольском храме в п. Тикси на берегу моря Лаптевых 9 сентября 2016 г

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
По материалам сайта www.pravoslavie.ru

 

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.