Память Отцов Поместного Собора 1917-1918 годов.

В воскресение 18 ноября 2018 года Святая Церковь празднует память Отцов Поместного Собора Русской Церкви 1917-1918 годов.

Работа Поместного Собора Русской Церкви 1917 г.

Собор открылся 28 августа 1917 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Его открытию предшествовала подготовительная работа, которая длилась более десяти лет. Время работы Поместного Собора совпало с наиболее трагическими событиями в истории нашей страны.  В ходе февральской, так называемой буржуазной, революции в России была свергнута монархия. К власти пришло Временное правительство, которое продержалось совсем недолго ― чуть более полугода. В октябре страну захлестнула новая революция, «пролетарская», впоследствии получившая название октябрьской. Она положила начало беспрецедентным по своим масштабам гонениям на Церковь в России.

Первое и главное деяние созванного Собора, по мнению большинства историков, и вместе с тем главное церковно-историческое событие всей новейшей эпохи ― восстановление Патриаршества. В лице новоизбранного Патриарха Тихона Собор дал Церкви духовного вождя, символ ее единства, верности Христу и соборности. Это действительно имело огромное значение: упразднив изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, Собор провел рубеж между двумя периодами русской церковной истории.

Однако существует и второй, не менее важный и значимый результат Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: он объединил Церковь перед лицом начавшихся гонений. Если бы Собор не состоялся, то выстоять в этих испытаниях Церкви было бы гораздо тяжелее. Собор фактически сумел организовать жизнь Церкви на новых началах без вмешательства государства, выработать и принять основные законоположения, наметить дальнейшие пути существования Церкви в изменившихся общественно-политических условиях.

Уже в первые годы советской власти были закрыты все духовные школы, церкви при учебных заведениях, больницах и воинских частях. С 1918 года начинается повсеместное закрытие монастырей и приходских храмов. Начались гонения на священнослужителей, монашествующих и верующих мирян. В течение 1918-1920-х годов были убиты, по меньшей мере, 28 епископов, тысячи священников были посажены в тюрьмы и  там погибли. В 1930-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди прихожан и монашествующих ― на миллионы. В то время был уничтожен почти весь епископат Русской Церкви: на свободе оставались лишь четыре правящих архиерея, причем и на них были сфабрикованы «показания» для ареста, который мог произойти в любое время.(1)

Трагически сложилась судьба участников Поместного собора Русской Церкви 1917 -1918 годов. Сегодня в день памяти этих святых отцов вспомним их имена.

Сщмч. Николай, архиепископ Владимирский и Суздальский. На соборе был в сане протоиерея. До революции считался церковным либералом и реформатором, а во время обновленчества проявил себя как один из самых верных соратников патриарха Тихона.

Сщмч. Тихон, архиепископ Воронежский и Задонский. На глазах у верующих повешен на царских вратах во время Литургии, прерванной ворвавшимися в кафедральный собор Воронежа.

Сщмч. Анатолий, митрополит Одесский и Херсонский. В 1923 году за сопротивление обновленческому расколу его арестовали. В 1924 году его отправили на три года сначала в Полторацк (ныне Ашхабад), а затем в Красноводск (Туркмения), где он пробыл до 1927 года. После отбывания тюремного срока он поселился в Москве. С 1928 года Владыка назначается архиепископом Одесским и членом Временного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя, митрополите Сергии (Страгородском). В ночь с 27 на 28 июля 1936 года сщмч. Анатолия арестовали в Одессе. Во время его заключения в Ухто-Печерском концлагере к нему, уже находившемуся в агонии, пришли надзиратели с требованием отдать Евангелие и нательный крест. Евангелие смогли отнять, а крест он не отдал, и мертвым упал навзничь, закрывая его руками.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский. Первый из мученически погибших иерархов. Перед началом богослужения, на котором должны были избрать Патриарха именно он в алтаре написал на пергаментах три имени кандидатов на патриаршество.

Сщмч. Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. В 1898 году принимает монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевско-го монастыря. В 1903 году по составленному им представлению был прославлен преподобный Серафим Саровский. В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но из-за ведущихся боевых действий он так и не прибыл на место служения. В 1921 году уже в сане митрополита был сослан в Архангельскую область. В 1937 году его арестовали, а 11 декабря того же года – расстреляли на полигоне в Бутово под Москвой. Незадолго до своего последнего ареста говорил: “Православная Церковь сейчас переживает время испытаний… Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства”.

Сщмч. Евгений, митрополит Нижегородский. О нем отзывались как о высообразованном богослове и житейски очень мудром человеке. Когда его арестовали в 1923 году в Нижнем Новгороде, под праздник Успения, по городу стала ездить телега с надписью «В тюрьму для епископа хлеб». Продуктов набиралось столько, что из передач владыке можно было кормить чуть ли не всех заключенных. В 1924 году попал на Соловки, где считался первым среди архиереев, хотя позднее в лагерь прибывали и старшие по сану. В 1927 году выслан в Коми на три года. В 1937 году – новый арест, Карагандинский лагерь, расстрел.

Сщмч. Александр, архиепископ Самарский. В 1923 году власти арестовали епископа Александра и осудили на шесть месяцев принудительных работ в концлагере. В 1928 году епископ Александр был возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру. Был арестован и приговорен к расстрелу в декабре 1937 года. Приговор привели в исполнение 14 января 1938 года.

Сщмч. Никодим, архиепископ Костромской. Удивительный пример послушания и верности пастве. Был назначен Патриархом Тихоном на Таврическую кафедру и с риском для жизни пересек линию фронта между Красной армией и войсками генерала Врангеля. Остался в Крыму, а не покинул его вместе с белыми войсками. Прошел аресты и тюрьмы, умер в ярославской тюрьме в 1936 году.

Сщмч. Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский. С 6 марта 1917 года святитель Вениамин – архиепископ Петроградский и Ладожский. Он был не назначен, а избран епархиальным собранием Петрограда. 13 августа, накануне открытия Священного Собора Российской Церкви, стал митрополитом Петроградским и Гдовским. Православные горожане знали его доброту и сердечность: митрополит сам мог отправиться в другой конец города крестить ребенка или напутствовать умирающего. Во время обновленческой смуты категорически запретил в служении лидеров обновленческого Высшего церковного управления. Арестован 1 июня 1922 года. Из заключения писал: «В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те, и не придется переживать то, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и чужих». В ночь с 12 на 13 августа того же года митрополит Вениамин и вместе с ним архимандрит Сергий (Шеин), миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров были расстреляны.

Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий, Местоблюститель Патриаршего Престола.Родился 28 июня 1862 года. 8 октября 1920 года рукоположен в епископа Подольского. В 1920 году был арестован и приговорен к 3 годам ссылки. В 1923 году возведен в сан архиепископа, а в 1924 году стал митрополитом Крутицким и членом Священного Синода. 12 апреля 1925 года собором 45 архиереев сщмч.Петр был избран Патриаршим Местоблюстителем. После многочисленных тюремных заключений 2 октября 1937 года приговорен к расстрелу и 10 октября 1937 года расстрелян. Став Местоблюстителем, сщмч. Петр обратился к пастве с пророческими словами: «Меня ожидают труды, суд людской, но не всегда милостивый. Не боюсь труда – его я любил и люблю, не страшусь и суда человеческого…»

Сщмч. Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский. Один из самых образованных и рассудительных русских иерархов и при этом один из тех, кого называют «правой оппозицией митрополиту Сергию». В начале 1900-х гг. был начальником духовной миссии в Урмии (Персия), действовавшей среди ассирийцев-несториан. Будучи епископом Гдовским, отпевал св. Иоанна Кронштадтского. В 1918 году был назначен экзархом Грузии, но возглавить экзархат не смог из-за военных действий и последующего заключения. В 1926 году, когда были проведены тайные выборы Патриарха, получил наибольшее число голосов. Князь Сергей Трубецкой, старший сын русского философа Евгения Трубецкого, встречал его в тюрьме и вспоминал о нем так: «С достойной простотой нес он своей крест до конца, подавая пример многим и являясь немым укором тоже для многих…». Митрополит Кирилл был расстрелян под Чимкентом в 1937 г.

Сщисп. Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский. До революции считался либеральным архиереем, выступал за выборность священства. В 1922 году, находясь под судом, Патриарх Тихон вызвал в Москву митрополита Агафангела, чтобы поручить ему временно осуществлять обязанности Патриарха. Власти не позволили митрополиту покинуть Ярославль. В 1926 году отказался поддержать Декларацию митрополита Сергия (Старогородского), и между архиереями завязалась переписка, но согласия так и не наступило. На смертном одре сщисп. Агафангел попросил передать митрополиту Сергию о своем желании примириться с ним.

Сщмч. Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский. После падения Колчака не покинул свою паству, остался в Омске, и бы зверски замучен чекистами. Его распяли на полу камеры и пронзили сердце раскаленным прутом.

Митрополит Киевский Антоний (Храповицкий), первый кандидат на Патриарший престол. Дворянин, ставший священником – не то, чтобы уникальный, но необычный случай в Синодальный период. Его ближайшими друзьями в Академии были будующие патриарх Сергий и митрополит Анастасий (Грибановский). Горячий сторонник восстановления Патриаршества, особо почитавший Патриарха Никона, во время выборов патриарха Митрополит Антоний набрал наибольшее число голосов из трех кандидатов. Считался наиболее жестким и решительным из них, и впоследствии сам говорил, что рад невыпавшему ему жребию Патриаршего служения. Его крутой характер мог бы помещать Церкви выжить в условиях отровенно враждебной ей Советской власти.

Митрополит Ташкентский Арсений (Стадницкий), в Соборе участвовал, будучи архиепископом Новгородским, и стал одним из трех избранных кандидатов на Патриарший престол. Из них, как вспоминали участники выборов, он считался “самым умным”. Митрополит Арсений оставил Дневник (недавно опубликован), в котором отображены многие эпизоды работы Собора, не вошедшие в официальные источники,описаны многие заседания Собора, которые до сих пор не опубликованы, вопроса о спасении Киевских святынь, обсуждений вопросов, связанных с выступлением генерала Корнилова. Он при своем систематическом уме, прекрасной памяти, литературному дарованию подробно описывает картину современной ему церковной жизни. По собственному признанию,в Предсоборном Совете был против Патриаршества, “собственно не по существу, а против своевременности его в ближайшее время”, но постепенно изменил свое мнение.

Архиепископ Феодор (Поздеевский). Ученый монах, знаток святоочесского учения об аскетике, потому изображен с четками в руках. С 1917 по 1930 был настоятелем московского Данилова монастыря. С 1935 года жил в селе Тентюково в Усть-Сысольске (Сыктывкар). Возглавил одно из движений исповедников православия, названное «даниловским». 23 октября 1937 расстрелян в Ивановской тюрьме.

Сщмч. Иоанн, архиепископ Рижский. Сохранил Православную Церковь в Латвии от распада в 1920-е годы, был избран депутатом Сейма страны и участвовал в принятии закона о статусе Православной Церкви. Замучен на архиерейской даче в 1934 году. Убийцы пытали его, смертельно ранили выстрелом в упор, а затем сожгли дом; тело архиепископа сильно обгорело.

Сщмч. Прокопий, архиепископ Херсонский и Николаевский. Еще в 1917 году защищал от закрытия Александро-Невскую лавру.

Сщмч. Василий, архиепископ Черниговский и Нежинский. Был отправлен Собором расследовать обстоятельства гибели сщмч. Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского. Комиссия собрала обширный материал, свидетельствующий, что иерарх был убит властями. В пути на нее напали и перебили ее участников.

Сщмч. Платон, епископ Ревельский. Арестован в Тарту в декабре 1918 года. Больношго епископа водили по заснеженным улицам города, заставляя носить на себе пятипудовый мешок. Убит в январе 1919 года в Тарту отступавшими под натиском белых большевиками.

Сщмч. Иувеналий, архиепископ Рязанский и Шацкий. Хиротония отца Иувеналия во епископа Каширского, викария Тульского, была совершена 24 августа 1914 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 17 октября 1923 года епископ Иувеналий стал архиепископом Курским. В феврале 1924 года он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Соловецкий лагерь. После ходатайства митрополита Сергия (Страгородского) перед властями об амнистии некоторым из заключенных священнослужителей, поданного им 7 октября 1927 года, Владыка смог выйти на свободу в 1928 году и стал архиепископом Рязанским и Шацким. “Жить стало трудно, никому нельзя довериться, так как не знаешь, какими людьми окружен. Люди продают себя и становятся агентами ГПУ”. 22 января 1936 года Владыка был вновь арестован и приговорён к пяти годам лагерей. 30 сентября 1937 года Святитель был осужден, приговорен к расстрелу и расстрелян в ночь с 11 на 12 октября (24 н. ст.) 1937 года.

Сщмч. Иларион, епископ Верейский. Произнес на Соборе пламенную речь в пользу восстановления патриаршества. Речь заканчивалась так: «Зовут Москву сердцем России. Но где же в Москве бьется русское сердце? На бирже? В торговых рядах? На Кузнецком мосту? Оно бьется, конечно, в Кремле. Но где в Кремле? В окружном суде? Или в солдатских казармах? Нет, в Успенском соборе. Там, у переднего правого столпа должно биться русское православное сердце».

Сщмч. Митрофан, архиепископ Астраханский и Царевский. Основной докладчик по вопросу о патриаршестве на Соборе. По его инициативе на соборе был прославлен сщмч. Иосиф, митрополит Астраханский, убитый казаками Сепана Разина в 1671 году.

Сщмч. Андроник, архиепископ Пермский. В мае 1918 года провел в Перми многотысячный крестный ходт в память о просветителе края св. Стефане Пермском Арестован и убит в июне 1918 года, во время работы Собора. Чекисты заставили его самому вырыть себе могилу, похоронили заживо и расстреляли через слой земли

Сщмч. Ефрем, епископ Селенгинский. Миссионер, вместе с сщмч. Иоанном Восторговым в Забайкалье обращал ко Христу бурятов, монголов и корейцев. Арестован на квартире сщмч. Иоанна Восторгова. Расстрелян.

Сщмч. Гермоген, епископ Тобольский. В Вербное воскресенье 1918 года провел в Тобольске крестный ход, остаовил его у дома, где находилась заключенная Царская семья и издали благословил Царственных страстотерпцев крестом. Сброшен с парохода в реку Тура с камнем на шее.

Сщмч. Симон, епископ Уфимский. На соборе был в сане протоиерея, представлял единоверцев. На Соборе отстаивал идею примирения после старообрадческого раскола. Литургию в день его поставления во епископа и архиерейскую хиротонию свт. Тихон совершил по старопечатным книгам. Убит, по версии властей, грабителями по дороге из собора.

Сщмч. Василий, епископ Прилуцкий. На соборе представлял мирян Рязанской епархии, священный сан принял в 1919 году, а епископом стал в 1925. Во время гражданской войны пешком обходил самые дальние окраины своего города для помощи бедным всех национальностей и вероисповедания. Во время кампании по изъятию церковных ценностей просил власти: «Мы дадим вам вдвое, втрое больше, только не трогайте наших храмов».

Мч. Иоанн Попов, член собора от Московской духовной академии, один из лучших патрологов своего времени, знаток Блаженного Августина. В 1925 году отправлен в Соловецкий лагерь. Многие считают, что именно профессор Иван Васильевич Попов был автором текста знаменитого обращения православных епископов к правительству СССР, известного как «Памятная записка соловецких епископов», которое он составлял, консультируясь с сщмч. Евгением, митрополитом Нижегородским. После Соловков был отправлен в ссылку в район Оби. В ссылке трудился над сочинением о свт. Григории Нисском. Через него направлялись деньги и продукты для передачи Местоблюстителю Патриаршего престола сщмч. Петру (Полянскому), находившегося в ссылке еще дальше на Севере. В 1932 году его освободили. Через три года арестовали вновь. На допросе спросили, есть ли знакомые заграницей. Профессор Иван Попов был расстрелян в Красноярском крае в 1938 г.

Мч. Николай (Варжанский). Сотрудник секретариата Собора. Миссионер, борец с сектанством и с толстовством. Арестован вместе со сщмч. Ефремом Селенгинским на квартире сщмч. Иоанна Восторгова. Расстрелян.

Прпмч. Кронид (Любимов), последний наместник Троице-Сергиевой лавры. В 1908 году он стал архимандритом и был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры, каковым и осталася вплоть до ее закрытия. Ослепшего архимандрита Кронида арестовали в ноябре 1937 года. Его обвинили в “руководстве контрреволюционной монархической группой монахов и духовенства”. 27 ноября (10 декабря) 1937 года архимандрит Кронид был расстрелян на полигоне НКВД в посёлке Бутово под Москвой и захоронен в общей могиле.

Прпмч. Вениамин (Кононов). Настоятель Соловецкого монастыря. После закрытия монастыря, отбыв трудовые работы, жил в уединенной келии. Заживо сожжен во вторник Светлой седмицы грабителями, предполагавшими, что у него хранятся сокровища Соловков.

Сщмч. Лаврентий, епископ Балахнинский. Когда будущий Патриарх Тихон был еще на Виленской кафедре, архимандрит Лаврентий был назначен ректором Виленской дуовной семинарии. Именно Свт. Тихон ходатайствовал перед Синодом о его архиерейской хиротонии – викарием Нижегородской епархии. Когда в епархии начались аресты священников, владыка Лаврентий сам навещал их в тюрьмах. Пока в августе 1918 г. не арестовали его самого. 6 ноября 1918 года епископа Лаврентия и священника Алексия Порфирьева вывели на расстрел в сад, где для них уже была приготовлена могила. Владыка стал молиться, и внезапно над головами узников засиял свет. Солдаты отказались стрелять. Приговор привели в исполнение латышские стрелки.

Сщмч. Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский. Знаток церковного устава и Литургики. Составитель службы Всем святым, в Земле Российской просиявшим. Над улучшением ее текста владыка работал многие годы.

Сщмч. Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский. Арестован 11 ноября 1936 году, вместе с девятью другими священнослужителями обвинён в антисоветской пропаганде и в участии в деятельности контрреволюционной группы. Был приговорён к ссылке в Караганду, в которой пробыл полгода, затем этапирован в Смоленск, где был приговорен к смертной казни. Расстрелян 8 декабря 1937 году в Катынском лесу. Архимандрит Иоанн Крестьянкин в детстве прислуживал ему и получил от него благословение на монашество, исполнившееся в будущем.

Сщмч. протоиерей Константин Богословский. С 1923 по 1925 год отец Константин находился в Соловецком лагере, а потом – в ссылке в Архангельске. Вернувшись из ссылки, он служил в Вологодских храмах и был председателем Вологодского епархиального совета. Последний раз протоиерей Константин Богословский был арестован в Вологде в июле 1937 года. В обвинении сказано, что он «проводил активную контрреволюционную деятельность, распространял провокационные слухи, пропагандировал фашизм, … собирал сведения о закрытых церквях и репрессированных служителях культа, о чем информировал митрополита Сергия. По его инициативе была написана клеветническая в антисоветском духе жалоба во ВЦИК РСФСР о якобы незаконном закрытии Богородского кладбища». Священномученика приговорили к смерти и расстреляли 20 сентября 1937 года в Вологде.

Сщмч. протоиерей Михаил Околович. Был одним из самых авторитетных пастырей в Иркутске. Ездил к Патриарху Тихону докладывать о положении дел в епархии, дискутировал с обновленцами. Во время его второго ареста в 1925 году один из сотрудников ОГПУ после обыска в квартире священника написал в своемрапорте: «Околович, судя по его разговору и по книгам, имеющимся у него, поп не простой, а современный, просвещенный… У Околовича оказались деньги, собранные комитетом прихода Крестовоздвиженской церкви (он секретарь комитета)… Деньги разделены по отдельным мешочкам: так есть деньги, собранные для бедных, для заключенных домзака, для больных в домзаке». «Зеком» строил Комсомольск-на-Амуре. Расстрелян в 1938 году.

Сщисп. протоиерей Петр Чельцов. Пережил 6 арестов и отсидел в тюрьмах 15 лет. Вышел из тюрьмы инвалидом и был передан под опеку своей матушке, которую после ареста мужа выгнали из дома. Снова стал служить, и был священником в сельском храме до самой смерти. Прожил сщисп. Петр дольше всех участников собора – до 1972 года.

Сщмч. протоиерей Сергий Голощапов. На Соборе был мирянином как преподаватель Московской духовной семинарии. В 1920 году после беседы со свт. Тихоном принял священный сан. «Не любить богослужения невозможно, не увлекаться им – немыслимо», – говорил он. Сщмч. Сергий был арестован в 1937 году на квартире, где он тайно служил всенощное бдение. В обвинительном заключении было сказано: «Имел при себе церковное облачение и тайно ходил по домам, совершая религиозные обряды, и вместе с тем вел контрреволюционную агитацию…» 19 декабря 1937 года он был расстрелян вместе с группой приговоренных на полигоне в Бутово под Москвой.

Мч. Алексий Зверев и прпмч. Матфей (Померанцев), ректор Пермской Духовной семинарии. Входили в комиссию по исследованию обстоятельств гибели сщмч. Андроника Пермского, которую возглавлял сщмч. Василий Черниговский. Убиты.

Прпмч. Варлаам (Коноплев). Происходил из старообрадцев-беспоповцев и осознанно присоединился к Православной Церкви в 35 лет. Стал настоятелем монастыря на Белой горе, который называли Уральским Афоном. В августе 1918 года большевики разорили монастырь, а прпмч. Варлаама расстреляли.

Прпмч. Исаакий Оптинский, настоятель Оптиной пустыни. О нем вспоминали, что «блаженный Василий привел его к батюшке Амвросию и сказал: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний Оптинский архимандрит». А юноше сказал: «Тебя казнят». После закрытия пустыни архимандрит Исаакий приложил все усилия, чтобы сохранить обитель. Пусть и под видом «производственной артели».

Прпмч. Сергий (Шеин). Депутат IV Государственной Думы, бывший помощник обер-секретаря Сената, на Соборе Василий Павлович Шеин исполнял обязанности секретаря, поэтому держит в руке свиток со словами стихиры «Днесь Благодать Святаго Духа нас собра». 30 августа 1920 года он принял постриг с именем Сергий, а вскоре был рукоположен во иеромонахаи возведен в сан архимандрита. 10 июня 1922 года в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей», архимандрит Сергий был арестован. Один из обвинителей на суде вспоминал о нем так: «Страха смерти, тюрьмы для него, как, впрочем, и для многих из них, не существовало; серьезный он был противник». В последние минуты перед расстрелом (вместе с сщмч. Вениамином Петроградским) молился: «Прости им Боже, не ведают, что творят».

Преподобный Алексий Зосимовский. Протопресвитер кремлевского Успенского собора, отец Феодор Соловьев, овдовев, принял монашество с именем Алексий и стал известен своей любовью, прозорливостью и внимательным духовничеством. Среди духовных чад старца были прпмч. Великая княгиня Елисавета Феодоровна и схиигумения Фамарь (Марджанишвили), основавшая по его благословению Серафиме-Знаменский скит под Москвой. Во время избрания патриарха в Храме Христа Спасителя вынул жребий «Тихон» из ковчежца, установленного перед Владимирской иконой Божией Матери. Поэтому и на иконе он изображен с тремя скрученными свитками.

Сщмч. протопресвитер Александр (Хотовицкий). Сподвижник свт. Тихона еще во время его миссии в США, после революции стал ключарем Храма Христа Спасителя и правой рукой Патриарха в управлении Московской епархией. Человек утонченных манер, яркий публицист, поэт. В 1922 году был сослан в Туруханский край. В 1930-е годы вернулся – служить в храме Ризоположения на Донской улице. Расстрелян в 1937.

Сщмч. протоиерей Илия Громогласов. На соборе был как мирянин. После его завершения работал в комиссияз по сношению с народными комиссарами и по гонениям на Русскую Православную Церковь. Принял сан в 1922 году в возрасте 53 лет. В то время это означало подписать себе как минимум тюремный приговор. Прошел ссылку в Сургуте. Расстрелян в 1937 году вместе со сщмч. Фаддеем (Успенским).

Сщмч. Иоанн Артоболевский. Еще во время учебы в Московской Духовной академии был известен как замечательный проповедник. Одна из его проповедей была посвящена призванию в жизни человека и двум голосам: разума и сердца «Голос сердца говорит нам о нашем бессилии: готовы ли мы к самоотвержению, к признанию неважными интересы собственной личности и важными дела других», – говорил будущий священномученик. Прошел Вутреннюю тюрьму ОГПУ и Таганскую тюрьму. Расстрелян на Бутовском полигоне.(2)

При создании материала использованы:
(1) статья председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, посвященную 100-летию Поместного Собора 1917-1918 годов. 29.08.2017. www.patriarchia.ru
(2) статья Арсения Загуляева, Дарии Сивашенковой. Отцы Поместного собора 1917-1918 года”: икона объединения. Журнал «Нескучный сад». www.nsad.ru
Запись опубликована в рубрике Календарь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.