«Душе моя, душе моя, востани, что спиши… » Первая седмица Великого поста

В этом году Великий пост начинается 27 февраля и заканчивается 15 апреля за семь недель до Пасхи и состоит из четыредесятницы – сорока дней  и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой.

Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней. 15 апреля Великий пост завершится, 16 апреля мы встретим словами «Христос Воскресе!».

Первая седмица Великого поста 27 февраля – 4 марта  отличается особенною строгостью, а богослужения – особенной продолжительностью.

Богослужения Великого поста,  постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние человеческой души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Согласно церковному уставу совершение полных литургий в будние дни Великого поста не положено, так как Божественная литургия есть великое торжество, однако, для поддержания духовных сил христиан, Церковь установила совершать Литургии Преждеосвященных Даров – богослужение, за которым можно причаститься Святых Христовых Таин заготовленных заранее.

Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни.

В первые четыре дня (понедельник, вторник, среда и четверг) на Великом повечерии вечером читается канон препродобного Андрея Критского. Христиане всегда стараются не пропустить эти удивительные службы с чтением Великого покаянного канона.

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике, когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Первое воскресенье Великого поста 5 марта называется Неделей или Торжеством Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

Очень хорошо, если в течение первой седмицы поста мы сможем посетить первые великопостные богослужения, особенно канон преподобного Андрея Критского, это великое поэтическое и богословское произведение, которое задает тон Великому посту, начиная со слов обращенных ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно.

В Великом каноне Андрея Критского речь идет о покаянии души и о сложном пути души по направлению к Небесному Отцу, к Богу. Канон Андрея Критского содержит около 250 стихов, он достаточно большой по форме и непрост по содержанию. В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, а в четверг пятой седмицы Великого поста Великий канон прочитывается полностью, это богослужение носит название стояние Марии Египетской.

Во многих храмах по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.).  Пассия служится вечером, четыре (по числу Евангелий) воскресенья Великого поста: 1-е, 2-е, 3-е, 4-е или 2-е, 3-е, 4-е, 5-е и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения.  Чин Пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Пусть время Великого поста принесет пользу для нашей души, для этого необходимо прожить его церковной жизнью, пройти этим постом путь покаяния, как можно более частым участием в богослужениях и святых Таинствах.

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.