Крестный ход глазами репортера XIX века…

Южный вид монастыря. Начало XX века.

В наши дни средства массовой информации широко освещают ежегодное молебное шествие крестного хода с Казанским образом Пресвятой Богородицы. Но так было и в  XIX веке! Предлагаем Вашему вниманию отрывок статьи, опубликованной в Ярославских губернских ведомостях за 1849 год №44.

Икона Казанской Божией Матери, украшающая ныне Ярославскую женскую обитель, соединяет в церковно-обрядовом отношении Ярославль с северной стороной губернии. За два века перед сим, Романов и Борисоглебск были в спорных отношениях с Ярославлем, по поводу перехода этой иконы из одного места в другое. А с последней половины прошедшего столетия уже братски соединяются эти города и отдаленный Рыбинск в благолепных крестных шествиях, составляющих длинный ряд светлых праздников на пространстве трех уездов.

Исход священного шествия бывает в первые дни после праздника Вознесения Господня. Основанием к определению дня выхода принят шестинедельный период путешествия иконы до 8 июля (21 июля по н.ст.). Приближение исходного времени можно узнать по многолюдным толпам богомольцев, которые часто по наряду общества, частично по собственному усердию, приходят в Ярославль из Романова для сопровождения иконы в пути за несколько дней до выхода.Во все время ожидания выхода обитель свято соблюдает древний обычай русских обителей, предлагая всем странникам в стенах своих приют и трапезу.

В день выноса иконы настоятельница монастыря с сестрами совершает после ранней обедни прощальное молебствие к своей покровительнице и потом с обычною торжественностью провожает ее до Романово-Борисоглебской заставы Ярославля. В пути к Романову процессия идет по левой стороне Волги, встречаемая в каждом селе из местных церквей крестным ходом с хоругвями и крестами, который, после краткого молебствия в церкви, провожает святую икону за черту селения.

Первую из таких встреч делает Толгская обитель. Братия, в полном церковном облачении, при колокольном звоне, выходит за Святые ворота и, приняв здесь икону, приносит ее на своих руках в соборную церковь, откуда по совершении молебна, провожает опять в том же чине до места встречи. Зрелище этой встречи, одухотворяемое христианским умопредставлением благодатного присутствия Матери Божией под видом иконы, много заключает в себе священного величия.

Материал для публикации предоставлен Коноваловым Романом.

 

Запись опубликована в рубрике 20-летие возрождения обители, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.