Страницы истории. Два святителя.

1918 г. Торжество освящения собора Казанского монастыря г. Данилова. В центре – Патриарх Тихон и Митрополит Агафангел.

18 ноября 2019 года Русская Православная Церковь вспоминает избрание на патриарший престол в 1917 году святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. Промыслом Божим пути служения святителя Тихона и святителя Агафангела тесно переплелись.

В 1906 году, когда Русская Церковь готовилась к созыву Поместного собора, архиепископ Агафангел неоднократно бывал вызываем на заседания Св. Синода.  С 1907 года, после перевода на Ярославскую кафедру, в заседаниях Св. Синода стал принимать участие и архиепископ Тихон. Во время совместных трудов в Синоде и состоялось знакомство двух святителей. Обсуждение самых наболевших проблем церковной жизни позволили им познакомиться с воззрениями друг друга по разным вопросам и обнаружило единодушие, послужившее основанием взаимного искреннего расположения, доверия и уважения. Оба архипастыря нашли друг в друге глубокое взаимопонимание, оказались удивительно близки по духу.

С этого времени Промысл Божий начинает действовать, согласуя жизненные пути двух святителей. В 1913 году произошло взаимное перемещение архипастырей с кафедр Литовской и Ярославской. Владыки несомненно виделись в процессе переезда. Возглавление епархии, которой только что управлял предшественник, дало возможность владыкам близко ознакомиться с архипастырской деятельностью друг друга, ее нравственными и духовными основами и принципами, и еще более подтвердило единодушие, усилило взаимное доверие и симпатии двух архиереев.

Свое слово при прибытии в Ярославль свт. Агафангел начал с того, что по поручению архиепископа Тихона передал его чувства любви к ярославской пастве и преподал его благословение. «Вы любили его, – продолжил Владыка, – и я прошу вас принять [меня] в любовь свою. От всей души призываю на вас Божие благословение. Да объединит нас Господь во благо».

Через полгода после обмена кафедрами святитель Тихон оказался на военных рубежах России в разгоревшейся первой мировой войне. В помощи архипастыря нуждались и фронт, и тыл, солдаты на передовой и раненые в госпиталях, паства, оказавшаяся в зоне военных действий и вблизи нее. Кроме того, Виленскому Владыке предстояла и организация помощи в эвакуации монастырей, святынь и учебных заведений. Куда? Конечно, и в Ярославль.

9 октября 1915 года Святитель Тихон пишет Владыке Агафангелу письмо с просьбой о предоставлении временных помещений для Литовской Семинарии и Виленского духовного училища в Ярославле или в каком-либо другом пункте Ярославской епархии. Конечно, постановлено было помочь.

20 июня (3 июля) 1917 года в храме Христа Спасителя состоялись выборы нового Московского митрополита. Архиепископ Агафангел как старейший иерарх встречал в храме Спасителя крестный ход, пришедший из Успенского собора с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, и возглавил Божественную Литургию. После молебна приступили к выборам митрополита. Владыка Агафангел от имени Святейшего Синода благословил совершить это избрание. Избранным оказался архиепископ Тихон. Акт о результатах выборов архиепископ Агафангел вручил собору епископов и после соборного подтверждения передал обер-прокурору В.Н. Львову для внесения в Синод.

В день Успения Божией Матери 1917 года был открыт Всероссийский Поместный собор, вошедший в историю с названием Священный. Архиепископ Агафангел был членом Собора и председателем Отдела о епархиальном управлении. Самым главным деянием Собора стало избрание Патриарха, которое состоялось на одиннадцатый день после октябрьского переворота – 5(18) ноября 1917 г. Жребий выпал митрополиту Московскому Тихону, по общему мнению, самому доброму из архиереев. Дальнейшая деятельность Собора проходила уже под его руководством.

Одним их первых деяний Святейшего Патриарха Тихона был Указ от 29 ноября 1917 года о возведении в сан митрополита пяти старейших и заслуженных иерархов Русской Церкви, одним из которых был святитель Агафангел. По окончании первой сессии Собора Ярославский Владыка как желаемый сподвижник св. Патриарха был назначен членом Священного Синода, избран им членом Высшего Церковного Совета при Патриархе и продолжил работу в Москве.

Но уже в конце декабря 1918 года Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюцией был в первый раз арестован свт. Тихон. Первой подписью под ходатайством членов Высшего Церковного Управления перед Советом народных комиссаров об освобождении св. Патриарха от домашнего ареста была подпись митрополита Агафангела.

В последующие годы, великих бедствий церковных, оба святителя испытывали потребность во взаимном общении – они были очень близки и по душевному, и по духовному строю. Портрет Святейшего висел в келье митрополита Агафангела, а в столе лежали письма от него… Старейшие архипастыри переписывались часто.

Второй арест святителя Тихона последовал 6 мая 1922 года в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Находясь в заключении, св. Патриарх принимает решение о временной передаче высшей церковной власти митрополиту Агафангелу. 12 мая 1922 года в послании к нему он пишет: «…почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе церковного управления до созыва Собора. На это имеется и согласие гражданской власти, а потому благоволите прибыть в Москву без промедления. Патриарх Тихон».

Но поддерживавшее обновленцев ГПУ запретило митрополиту Агафангелу выезд в Москву. Тогда, во исполнение воли Патриарха, 18 июня 1922 года святитель Агафангел, на правах Заместителя Святейшего Патриарха Московского и всея России, обратился из Ярославля с посланием к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви о своем восприятии высшей церковной власти.

Появление послания о восприятии высшей церковной власти законного Заместителя Св. Патриарха означало, что Церковь не осталась без возглавления, и арест Патриарха Тихона не освободил место Первосвятителя для самозванцев. Заявление митрополита Агафангела было шагом исключительного мужества, так как ставило Владыку под неизбежный удар.

25 июля обновленческое ВЦУ объявило об увольнении митрополита Агафангела с Ярославской кафедры. Владыка, конечно, не подчинился самозванцам. Но противодействие обновленцам окончилось арестом митрополита Агафангела. 21 мая 1922 года в Толгском монастыре был произведен обыск в кельях митрополита Агафангела. Сотрудник ЯРГОГПУ, производивший обыск, писал в отчете: «Увидя на стене большой портрет патриарха Тихона, пришлось довольно осторожно и незаметно задать келейнику вопрос: “Тихон, кажется, мужчина славный, добродушный”. То он отвечал: “Да, патриарх Тихон хороший друг моему Агафангелу. Я с Агафангелом, когда ездили в Москву на собор, то останавливались жить у Тихона в подворье, приезжая в Ярославскую епархию, Тихон останавливался у моего Владыки”. Из найденной переписки тоже удалось определить, что, действительно, Тихон и Агафангел есть неразлучные друзья – ибо частных писем у Агафангела больше всего от патриарха Тихона с содержанием частной жизни».

Владыка был осужден «как личность, политически безусловно вредная для советской власти», так как «во все время своего управления Ярославской епархией он являлся самым смелым и самым ярым продолжателем контрреволюционной политики… последнего (Тихона)». Постановлением Комиссии НКВД по административным ссылкам митрополит Агафангел был приговорен к ссылке в Нарымский край, куда он был этапирован, и где в нужде и болезнях прожил 3 года.

Перед кончиной святитель Тихон написал завещательное распоряжение, в котором в числе возможных кандидатов на Местоблюстительство патриаршего престола вторым вновь назвал митрополита Агафангела. Митрополит Агафангел не присутствовал при погребении св. Патриарха, так как был еще в ссылке. Он не на много пережил святителя Тихона и скончался 16 октября 1928 года. Владыка Агафангел почти двадцать лет был одним из ближайших соратников Патриарха Тихона.

Прошли безбожные времена и на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года прошло прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. А августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви митрополит Ярославский Агафангел  был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания, как возглавивший сонм новых святых.

И. Г. Менькова

Отрывки из книги “Святитель Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский.Житие. Служба. Акафист” Казанский женский монастырь, 2016 г.

 

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.