Чада твоя есмы, о, Ксение блаженная, не остави нас сирых, но на помощь к нам прииди. Не забуди о славе твоей пекущихся, но радованием им воздаждь, да вси согласно поем: благословите, дела Господня, непрестанно Господа.
Песнь 8 из Канона святой блаженной Ксении Петербургской
Петербург сегодня это не только город белых ночей, каналов и величественных соборов, но это и город святой Ксении.А задумывались ли мы, приезжая сегодня к святой со своими просьбами и мольбами, в чем был смысл ее духовного подвига? Для чего в «золотой век просвещения», как часто именуют XVIII век, она взяла на себя подвиг добровольного безумства? Видим ли мы в этом для себя урок супружеской верности и любви, вознагражденной Богом? Что сделала в своей жизни эта петербургская женщина, 45 лет ходившая в грязных красно-зеленых лохмотьях по улицам города св. Петра, собиравшая копеечки на папертях столичного града и, как бесценное сокровище, получавшая от людей «досаду и укорение»? Почему ее «безумие» вознаграждается Божией благодатью, а мы, такие талантливые и целеустремленные, остаемся неуслышанными Им? Может быть для того, чтобы остановить наш безумный бег за комфортом и достатком, чтобы мы, хотя бы на мгновение, задумались о главном, о том, ради чего мы живем и к чему стремимся?
Все разговоры святой Ксении о молитве и добрых делах, о щедрой милостыне ради памяти скоропостижно скончавшегося мужа и спасении его души, воспринимались «просвещенными» родственниками, как блажь и временное помрачение рассудка от горя.
Ксения Григорьевна поняла, что никто не позволит ей сделать всего этого, если она не облечется в безумие ради Христа, ради спасения своей любви. Когда Андрея Федоровича повезли на кладбище, пораженная скорбью супруга надела на себя его одежду: камзол, кафтан, штаны и картуз и в таком виде пошла провожать гроб усопшего мужа. Увидев, что ее мнимое безумие вызывает среди родственников и друзей лишь жалость и сопереживание, не вызывая явного противодействия, новая блаженная утвердилась в своем решении отказаться не только от всего нажитого имущества, но и даже от своего собственного разума, чтобы спасти многих верующих, а в первую очередь своего мужа, умершего без покаяния.
Мало кто, вчитываясь в житие св. Ксении, видит за этими строками реальную трагедию человеческой жизни. Какое духовное усилие и сила духа потребовались от этой хрупкой 26-летней вдовы, чтобы преодолеть последствия человеческой беспечности.
Казалось бы, все в жизни складывалось очень удачно — выгодный брак, заметное положение при императорском дворе, собственный дом в столице, чин и денежное содержание. Жизнь придворного певчего Андрея Федоровича Петрова протекала беззаботно — балы, красивая молодая жена и прекрасные перспективы.
«Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12, 19). Не эти ли слова пришли на ум молодой вдове, прихожанке храма св. апостола Матфия, стоявшей у гроба молодого человека, жизнь которого так внезапно оборвалась? А что дальше? Ведь только так «бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12, 21).
«Нет, пусть Ксения умрет, а Андрей Федорович начнет новую жизнь. Пусть я погибну в глазах людей, но я вырву своего возлюбленного мужа из этих цепких рук смерти духовной, из лап греха и отца лжи и заблуждений», — пронеслась в голове Ксении спасительная мысль. Ведь сказал же некогда апостол Павел: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» (1Кор. 7, 16).
Запись опубликована в рубрике
Календарь. Добавьте в закладки
постоянную ссылку.