В первое воскресение Великого поста Святая Церковь празднует Торжество Православия. По мнению некоторых историков именно этому празднику, а точнее службе, совершаемой в него, мы обязаны особенному распространению синодиков на Руси в XVI-XVII веках. Согласно чинопоследованию службы совершалось чтение синодика в вечную память и прославление подвижников и исторических лиц, прославивших христианское царство и послуживших Церкви и Отечеству. (1)
Синодик Казанского женского монастыря города Ярославля является уникальным историческим и культурным памятником, дошедшим до наших дней. Сегодня он находится в собрании Ярославского музея-заповедника.
Богато украшенный титульный лист рукописи сообщает нам: «Синодик Ярославля большого Пречистой Богородицы Казанския девичья монастыря. Написан бысть попечением о поминовении усопших душ» и датирован 1650 годом.
В начале синодика, как это делалось обыкновенно, помещена назидательная литературная часть. Она включает в себя статьи, в которых на основании Слова Божия и учения святых отцов Церкви разъясняется важность поминовения усопших: Законоположение Иоанна Златоустого, Притча об исходе души человеческой, Повесть праведного отца Макария Египтянина, Притча преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина и др. Литературная часть рукописи сопровождается 26 цветными миниатюрами, подробно иллюстрирующими текст.
Далее в синодике идут списки всех, кого насельницы Казанской обители должны были поминать в своих молитвах. На 88 листах перечисляются имена патриархов и митрополитов, царей и цариц, князей и княгинь, иереев и диаконов, игумений и монахинь, также мирских людей, подаяниями которых жила и благоукрашалась обитель. В разное время и разными подчерками велись эти записи, начиная с 1650 до 1913 г. На отдельных листах оглавления рукописи вписаны более 140 русских родов XVII века. Среди поминаемых встречаются люди разных сословий: от бояр (Ф,И. Шереметьева, А.Н. Трубецкого, И.Д. Милославского) и купцов (В. Скрипина, Г.Назарьева), до ремесленников (иконописца Сергия (Гурия) Григорьева сына) В некоторых случаях указывается размер пожертвованного вклада. (2) Все это представляет бесценный материал для исследователей. Поминальные списки синодика дают нам имена игумений монастыря, монахинь, стариц, а некоторые дополнительные указания проливают свет на уклад монастырской жизни того времени.
Синодик ярославского Казанского женского монастыря включает вступительную часть с кратким описанием истории монастыря и биографиями игумений, которая датируется специалистами серединой XIX века.
Молитвенное поминовение всех имен, внесенных в синодик Казанского монастыря 1650 года, продолжается и в наши дни за богослужениями Великого поста. Для настоятельницы монастыря игумении Екатерины и сестер обители синодик имеет не только историческую и культурную ценность, но знаменует собой особую духовную связь ушедших поколений и ныне подвизающихся в Святой обители.
- (1) Георгиевский Г.П. Праздничные службы и церковные торжества в Старой Москве.(1899) с 34-35 Сайт: e-heritage.ru
- (2) Зубатенко А.В. ст. научный сотрудник Яр музея–заповедника «Синодик ярославского Казанского монастыря из собрания Ярославского музея-заповедника».
- Русский синодик. Помянник Московского Сретенского монастыря М 1985г. Сайт r-element.com
- Профессор А.И. Пономарев Синодик Кириллова монастыря. Сайт azbyka.ru