Синодик Казанского женского монастыря

В первое воскресение Великого поста Святая Церковь празднует  Торжество Православия. По мнению некоторых историков именно этому празднику, а точнее службе, совершаемой в него, мы обязаны особенному распространению синодиков на Руси в XVI-XVII веках. Согласно чинопоследованию службы совершалось чтение синодика в вечную память и прославление подвижников и исторических лиц, прославивших христианское царство и послуживших Церкви и Отечеству. (1)

Синодик Казанского женского монастыря города Ярославля является уникальным историческим и культурным памятником, дошедшим до наших дней. Сегодня он находится в собрании Ярославского музея-заповедника.

Богато украшенный титульный лист рукописи сообщает нам: «Синодик Ярославля большого Пречистой Богородицы Казанския девичья монастыря. Написан бысть попечением о поминовении усопших душ» и датирован 1650 годом.

В начале синодика, как это делалось обыкновенно, помещена назидательная литературная часть. Она включает в себя статьи, в которых на основании Слова Божия и учения святых отцов Церкви разъясняется важность поминовения усопших: Законоположение Иоанна Златоустого, Притча об исходе души человеческой, Повесть праведного отца Макария Египтянина,  Притча преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина и др. Литературная часть рукописи сопровождается 26 цветными миниатюрами, подробно иллюстрирующими текст.

Далее в синодике идут списки всех, кого насельницы Казанской обители должны были поминать в своих молитвах. На 88  листах  перечисляются имена патриархов и митрополитов, царей и цариц,  князей и княгинь, иереев и диаконов, игумений и монахинь, также мирских людей, подаяниями которых жила и благоукрашалась обитель. В разное время и разными подчерками велись эти записи, начиная с 1650 до 1913 г. На отдельных листах оглавления рукописи вписаны более 140 русских родов XVII века. Среди поминаемых встречаются люди разных сословий: от бояр (Ф,И. Шереметьева, А.Н. Трубецкого, И.Д. Милославского) и купцов (В. Скрипина, Г.Назарьева), до ремесленников (иконописца Сергия (Гурия) Григорьева сына) В некоторых случаях указывается размер пожертвованного вклада. (2) Все это представляет бесценный материал для исследователей. Поминальные списки синодика дают нам имена игумений монастыря, монахинь, стариц,  а некоторые дополнительные указания проливают свет на уклад монастырской жизни того времени.

Синодик ярославского Казанского женского монастыря включает вступительную часть с кратким описанием истории  монастыря и биографиями игумений, которая датируется специалистами серединой XIX века.

Молитвенное поминовение всех имен, внесенных в синодик Казанского монастыря 1650 года, продолжается и в наши дни за богослужениями Великого поста. Для настоятельницы монастыря игумении Екатерины и сестер обители синодик имеет не только историческую и культурную ценность, но знаменует собой особую духовную связь ушедших поколений и ныне подвизающихся в Святой обители.

  • (1) Георгиевский Г.П. Праздничные службы и церковные торжества в Старой Москве.(1899) с 34-35 Сайт: e-heritage.ru
  • (2) Зубатенко А.В. ст. научный сотрудник Яр музея–заповедника «Синодик ярославского Казанского монастыря из собрания Ярославского музея-заповедника».
  • Русский синодик. Помянник Московского Сретенского монастыря М 1985г. Сайт r-element.com
  • Профессор А.И. Пономарев Синодик Кириллова монастыря. Сайт azbyka.ru
Запись опубликована в рубрике 20-летие возрождения обители, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.