Пасхальное послание митрополита Вадима.

Митрополит Ярославский и Ростовский Вадим обратился к пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Ярославской епархии с Пасхальным посланием.

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В светлый, радостный и мироспасительный Праздник праздников – Христова Воскресения – приветствую Вас традиционным и вечно новым Пасхальным приветствием:

Христос Воскресе!

Уже две тысячи лет это пасхальное приветствие оглашает Вселенную, напоминая нам о самом главном событии в жизни человечества и вселяя в нас радость и надежду на присутствие Божие в нашей жизни и жизнь вечную.

«Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа? Воскрес Христос, и пали демоны. Воскрес Христос, и радуются ангелы. Воскрес Христос, и жизни есть где жить. Воскрес Христос, и ни единого мертвого нет в гробах: ибо Христос восстал из мертвых, сделавшись первенцем из умерших»,– читаем мы на Пасху слова святителя Иоанна Златоуста, обращенные к каждому человеку: и к тому, кто пришел в Церковь и трудился весь пост, и к тому, кто услышал пасхальный призыв и приступил к церковной ограде значительно позже, и к тому, кто сомневается, и к тому, кто скорбит и унывает. Человеку лишь надо сделать небольшое усилие – решиться обратиться ко Христу, ввериться Ему и следовать за Ним.

Эти слова обращены к каждому человеку, потому что Христос – Спаситель для каждого из нас. В Таинстве Своей крестной смерти и Своего Воскресения Он даровал каждому человеку спасение, подъяв на себя все грехи мира. Он – жертва за нас, Он дарует нам начало другой жизни. «Во Христе, в жертве Его, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, –мы имеем спасение, и все, что было до Его пришествия, мы познаем как предуготовление к этому пришествию» (Слово на Пасху 1-е).

Воскресение Христово является и нашим воскресением, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, воскресением нас, падших в грехах и мертвых. «Воскресение и слава Христова есть, как сказали мы, собственное наше воскресение, которое бывает, проявляется и видится в нас посредством Воскресения Его, в нас Им совершаемого» (Слово 42-е).Родившись однажды, мы не умираем и призваны к жизни вечной. И хотя вместе с тем существует грех, который действует на человека и делает его мертвым духовно. Мы воскресаем, соединяясь с Жизнью. Наша душа, прежде мертвая и бесчувственная, соединяется со Христом, который есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14:6). Господь дарует нам возможность обрести благодатное единство с Богом: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

В Воскресении Христовом нам дан великий дар, больше которого ничего не может быть. Спаситель пострадал, был распят и воскрес, чтобы каждый имел возможность личного спасения, возможность воскресения из мертвых, как об этом говорит апостол Павел: «Бог… воскресит и нас силою Своею» (1 Кор. 6:14).Однако в современном мире мы наблюдаем, как смерть уносит близких нам людей, слова о победе Христа над смертью звучат вызовом. «Для современного мира, как некогда для мира языческого, дело Христово продолжает быть «соблазном» и «безумием», – пишет русский религиозный философ Николай Бердяев. – Современный разум, осудивший религию Христа как неразумную и безумную, — все тот же старый языческий разум и в существе своих возражений пользуется все теми же старыми языческими аргументами» (Н. Бердяев. Опыт философского оправдания христианства).Только почувствовав потребность в духовной жизни, преодолевая плотское устроение жизни, преодолевая грех, мы можем ответить на этот вызов.Господь сотворил Вселенную, сотворил жизнь. И даже нарушив завет с Богом, отпав от жизни с Богом, человек, сотворенный по образу и подобию Божию, всегда стремится вернуться в объятия Отца Небесного.

Наше воскресение, наша жизнь вечная начинается уже здесь, на земле. Святитель Григорий Богослов говорит, что как Христос соделался человеком для нас, так и мы сделаемся богами ради Него (Святитель Григорий Богослов. Слово 1). Но возможно ли это человеку? Возможно в Боге и с Богом, во Христе, Который есть Глава Церкви. «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня», –говорит апостол Павел (Гал. 2:19-20).

Жизнь во Христе предполагает духовное делание, духовный подвиг. И суть его намного глубже, чем следование обычной человеческой морали. Не только не делать зла ближнему призываемся мы, но и постоянно творить добро, совершенствоваться, следуя заповедям Божиим. Во Христе мы распинаемся, во Христе мы и воскресаем. Праведный Николай Кавасила обращается к простой человеческой жизни, чтобы пояснить образ духовного делания. Как в своих житейских делах мы не сидим в бездействии, а заботимся о своем бытии, так и в жизни духовной мы должны работать, чтобы сохранить ее. Возрастание нашего внутреннего духовного человека непосредственно зависит от благодати Божией, но не дается без нашего участия, требуя от нас ревности и тщания. Совершается это возрастание посредством Таинств Церкви, которые, по слову праведного Николая Кавасилы, являются для нас вратами правды, «ибо не крещеному водою и Святым Духом нельзя войти в жизнь, равно и не вкушающие Плоти Сына Человеческого и не пиющие Его Крови не могут иметь жизни в себе самих» (Праведный Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе. Слово первое).Участвуя в богослужениях, мы общаемся с Богом, Господь слышит наши молитвы и воздает нам. Таинствами Церкви и молитвой живет в нас Христос и действует в нас Христос. Православие, как пишет Николай Бердяев, есть «духовная жизнь, духовный опыт и духовный путь»(Н. Бердяев. Истина Православия).

Через такую жизнь во Христе созидается наша личная и семейная жизнь, наша жизнь общественная. Воскресение Христово дарует нам воскресение и надежду на жизнь вечную, а рождение нас к жизни вечной – просвещение и преображение, которое является и в общественных отношениях. Общественное и политическое напряжение создается потому, что мы отступаем от Христа, и тем самым подвергаемблагополучие и жизнь людей опасности. А христианское отношение к ближним – это не только забота о своей семье и своем доме, это забота и о своей стране, и о всем мире. Поэтому на нас лежит ответственностьза законотворчество и построение такого общества, которое бы служило подлинному благу человека. Проповедь Христа Спасителя  это проповедь любви: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).И жизнь во Христе выстраивает нашу земную жизнь по законам жизни духовной.

Как Господь соделался человеком ради нашего спасения, так и мы можем и должны принести Ему дары, те дары, которые посильны для нас. Если кто может помочь нуждающемуся материально, пусть поможет, если кто может поддержать добрым словом, пусть поддержит, если кто может жертвовать своим временем и средствами для любого доброго дела, да преуспевает в этом, и Бог обогатит дарующего и милующего всякой благодатью, чтобы мы всегда были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9:8). И эти благие дела принесут дары Святого Духа, открывая наше сердце для встречи со Христом.

Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Вновь от всего сердца поздравляю вас с жизнеутверждающим и спасительным Праздником праздников и Торжеством из торжеств — Пасхой Христовой!

Возношу молитвы, чтобы Воскресший Спаситель даровал нам мир, благополучие, долгоденствие и спасение.По слову апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16–18).

Да хранит нас всех Господь.«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (Еф. 1:2).

Воистину Христос Воскресе!

Аминь.

Пресс-служба Ярославской епархии

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.