Работы по благоустройству храмов, приданию им благолепия никогда не могут быть завершены.
Столпы Казанского собора нашей обители постепенно обрастают строительными лесами – идёт подготовка к началу их росписи ярославскими художниками – иконописцами под руководством Александра Николаевича Серикова.
В прежние времена главным украшением Казанского собора являлись настенные росписи “по зеленому фону” в академическом стиле, созданные в 40-х годах ХIХ века лучшим иконописцем Ярославской епархии Тимофеем Медведевым и его артелью.
В 1841 году нашу святую обитель посетил император Николай I. Казанский собор, построенный по проекту известного русского архитектора Авраама Ивановича Мельникова в стиле позднего классицизма, после шести лет постройки, уже готовился к росписи. Император Николай I лично осмотрел величественный собор и дал рекомендации по его росписи в Академию Художеств.
Роспись стен и столпов Казанского собора была утрачена через десять лет после закрытия монастыря при подготовке к размещению в нем Ярославского областного Архива в 1927 году. Штукатурка вместе с красочным слоем была счищена и использована для изготовления строительных смесей, о чем свидетельствуют записи в сметных архивных документах. Чудом сохранились росписи центрального купола Казанского собора, полностью расписанного “мастером иллюзорной архитектуры” – иконописцем Тимофеем Медведевым, будучи уже в преклонных годах.
До наших дней сохранились фотографии внутреннего убранства храма и подробные описания мотивов его живописи. На основании этих документов в 2007 году ярославские художники артели “Стена” под руководством Александра Николаевича Серикова составили иконографическую программу росписи, над которой трудились специалисты-искусствоведы, художники. Выбор отдельных изображений святых в составе росписи определялся настоятельницей монастыря игуменией Екатериной (Гаевой). И, конечно, решающее слово принадлежало правящему архиерею Владыке Кириллу (Наконечному), управляющему в то время нашей Ярославской епархией.
В 2008 году было расписано надалтарное пространство.
Теперь очередь дошла до столпов…
Господь знает, какими судьбами великая – “велия обитель на славу и похвалу Пресвятой Богородице”, при которой были больница, богадельня, мастерские, школа грамоты, школа золотошвейного мастерства, воскресная школа – возрождается в наше современное время.
Главная всеобщая задача – возвратить тот памятник истории Отечества, тот столп благочестия и подвижничества в деле духовного, высоконравственного воспитания нового поколения, каким всегда являлся наш Казанский женский монастырь.
По материалам книги Т. А. Рутман
“Ярославский Казанский женский монастырь”