Преображение Иконостаса Покровского храма

Когда мы молимся, тогда уши Господа в молитву нашу: Он так же тогда, да и вообще всегда, близок к нам, как икона,  перед которой стоим, даже гораздо ближе: Он у самого нашего сердца. Присутствие Его при нас ясно, как видимая икона, и потому икона действительно есть наглядное представление того, как близок к нам Господь, как Он смотрит и слышит нас. А святые Божии в Духе Святом так близки нам, как близок к нам Дух Святый, “везде сый и вся исполняяй “, Егоже (Христа) храм мы есмы и в Духе Святом они видят и слышат нас так, как мы видим и слышим людей, говорящих с нами. Ведь Дух же Святый посредствует и в видении и слушании обыкновенном.

святой праведный Иоанн Кронштадтский 

 

Завершаются работы над иконостасом Покровского храма обители. По благословению матушки игумении Екатерины восемь новых икон для него написали ярославские художники Иконописной Мастерской “Преображение» под руководством Георгия Фарсяна.

К Местному и Праздничному чинам иконостаса добавился  главный ярус, называемый Деисус. Основная тема: Второе Пришествие Христа во славе и моление святых за человечество («деисис» –  с греч. – моление).  Центральная икона “Cпас на престоле” – раскрытое Евангелие, благословляющая рука, Господь Иисус Христос изображается восседающим на престоле в полный рост, как Судия, как Спаситель мира. По слову Евангелия от Матфея: “Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей…” (Мат. 25:31). Слева от Христа образ Богоматери. Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Справа – Пророк и Предтеча Иоанн Креститель, проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на Землю. Далее за Богородицей изображен Архангел Михаил, а за Иоанном Крестителем – Архангел Гавриил. Оба эти образа олицетворяют духовную брань – архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Иоанн Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов. Далее располагаются иконы апостолов,  святителей и мучеников.

По правой стороне деисусного яруса четыре иконы: 1. Апостол Павел и святитель Иоанн Златоуст; 2. Праведный Лазарь Четверодневный и  сестры его Марфа и Мария Вифанские, праведные, мироносицы; 3. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София; 4. Святые семь отроков Эфесских. Завершает правую сторону ряда икона святого пророка Захарии и святой праведной Елисаветы – родителей святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Левая сторона третьего ряда иконостаса представлена четырьмя иконами:  1. Апостол Петр и святитель Василий Великий; 2. Священномученик Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, святитель Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский, исповедник; 3. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб и святой благоверный царевич Димитрий; 4. Святые царственные страстотерпцы. Завершает левую сторону ряда иконостаса  икона святых праведных Богоотец Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Богородицы.

Центральная икона третьего яруса иконостаса «Спас на престоле» и крайние иконы святых родителей: святого пророка Иоанна Предтечи и родителей Пресвятой Богородицы имеют голубой фон, символизирующий стремление к Богу, небесную чистоту, вечный мир, мудрость и откровение. Пигмент лазурита в этих иконах органично сочетается с надалтарным пространством храма в сине-голубых тонах.

Новые иконы  – золотофонные иконы тонкого изящного письма с цировками (рельефными узорами золотого фона). Ольга Попова – доктор искусствоведения, специалист в сфере византийского искусства пишет о таких иконах:  «Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона… Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная, превращается в таинство». «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет».

Существуют каноны и правила создания иконостасов. Классический иконостас насчитывает пять рядов-чинов, каждый из которых несет определенную богословскую информацию. Однако, у каждого храма иконостас индивидуален.

Для нашей святой обители матушкой игуменией Екатериной, по благословению правящего архиерея Владыки митрополита Вадима, в деисусный ряд иконостаса выбраны новые иконы, связанные с историей обретения и прославления Казанской иконы Пресвятой Богородицы и событий летописи Казанского женского монастыря.

Священномученик патриарх Гермоген, будучи священником Ермолаем, был свидетелем обретения Казанской иконы Божией Матери в Казани в 1579 году, а в 1594 г. митрополит Гермоген составил службу Божией Матери в честь иконы Ее Казанской, в том числе Тропарь «Заступнице Усердная», которая служится по сей день, а также написал «Сказание о явлении Казанской иконы Божией Матери и совершившихся от нее чудесных исцелениях».

Святитель Тихон, будучи архиепископом Ярославским и Ростовским, возглавлял Ярославскую кафедру 7 лет с 1907-1914 год. Святитель Агафангел, митрополит Ярославский и Ростовский, исповедник был правящим Архиереем Ярославской митрополии с 1914-1923 и 1926-1928 годах. Владыка Тихон и Владыка Агафангел возглавляли богослужения на Престольные праздники в нашем монастыре.

17 июля 1998 года, в день памяти святых царственных страстотерпцев, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и решением Святейшего Синода Русской Православной Церкви был подписал указ об открытии нашего Казанского женского монастыря.

Есть еще одна особенность, которую матушка игумения Екатерина обозначила, как “детский третий ряд” – на иконах дети и отроки – мученики: мученицы Вера, Надежда, Любовь, святые семь отроков Эфесских, благоверный царевич Димитрий, святые страстотерпцы-дети царской семьи Николая ll.

Как и взрослых подвижников, Церковь прославила маленьких и юных святых в самых разных ликах — мучеников и страстотерпцев, благоверных и праведных, блаженных и преподобных, юродивых и чудотворцев. Своей ревностью в служении Господу и чистотой жизни они удостоились той же славы, что и зрелые мужчины и женщины, ставшие «похвалой и утверждением всей земли». Однако примеры духовной силы детских сердец и стойкой приверженности заповедям Божиим настолько поучительны, что, без сомнения, заслуживают, чтобы о них знали и помнили всегда…

На территории  монастыря, в здании Сретенского храма более 15 лет, с сентября 2006 года, располагается православная гимназия имени святителя Игнатия Брянчанинова. Юные гимназисты бывают на Богослужениях, занятиях в храмах  обители.

«Будьте как дети», — говорит заповедь Евангелия. Ряд природных качеств, свойственных детскому возрасту, позволяет им обрести такую искреннюю любовь и веру в Бога, какие с трудом сохраняются в зрелые годы и достигаются только при великом усердии. Поэтому именно детский подвиг, как бы ни был он мал и незаметен для окружающих, оказывается великим для Бога. Жизнь и молитвы маленьких и юных святых всегда могут помочь в воспитании наших детей и молодёжи, послужить хорошим примером нравственности и стойкости в православной вере.

По материалам книги И.К Языкова “Богословие иконы”, 

cайта www.ekbmiloserdie.ru

Запись опубликована в рубрике Жизнь обители, Новости, Праздники и будни монастыря, События. Добавьте в закладки постоянную ссылку.