Блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) родилась в 1881 году в селе Себине Епифанского уезда (сегодня – Кимовский район) Тульской губернии. Ее родители – Дмитрий и Наталия, простые крестьяне – помимо Матроны имели еще троих детей: Ивана, Михаила и Марию. Известно, что когда Матрона родилась, родители ее были уже немолоды.
Из-за крайней бедности ее мать, еще будучи беременной, решила отдать ребенка после родов в приют князя Голицына в соседнее село Бучулаки. В таких приютах, за казенный счет или на средства жертвователей, в то время воспитывались многие необеспеченные дети. Однако намерениям Наталии Никоновой не суждено было сбыться. По преданию, еще не родившаяся дочь явилась ей во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села женщине на правую руку. Наталия приняла сон за знамение свыше и отказалась от желания отдать дитя в приют. Девочка родилась слепой, и мать любя называла ее «дитя несчастное». В крещении дочь была названа Матроной в честь святой V века преподобной Матроны Константинопольской.
Матрона была не просто слепа – у нее совсем не было глаз. Глазные впадины девочки были плотно закрыты сомкнутыми веками. Помимо прочего на ее теле был еще один знак – выпуклость в форме креста, то есть своеобразный нерукотворный нательный крестик.
С ранних лет блаженная стала приобщаться к вере в Бога. Известно, что еще будучи маленькой, она по ночам пробиралась к углу с иконами, непостижимым образом снимала их с полки и играла с ними на столе. Со своими сверстниками Матрона почти не общалась, а предпочитала всегда быть дома. Связано это было с тем, что дети дразнили ее и даже издевались: стегали крапивой, сажали в яму и смотрели, как она ощупью выбирается оттуда.
Матрона очень любила ходить в церковь Успения Божией Матери, которая была единственной на восемь окрестных деревень. Сначала девочка ходила на службы с матерью, а повзрослев, стала добираться туда одна. В храме она стояла всегда на одном месте – слева, за входной дверью, у западной стены. Матрона хорошо изучила церковные песнопения и часто подпевала хору.
Около семи лет у девочки открылся дар предвидения и исцеления больных, примерно тогда же она стяжала дар непрестанной молитвы.
Постепенно на духовные дарования Матроны обратили внимание ее родные и близкие. В частности, они заметили, что девочке известны не только человеческие грехи, страсти, но даже и мысли. Помимо этого она чувствовала приближение опасности, стихийного бедствия, общественных нестроений. По молитвам блаженной Матроны люди получали исцеление от болезней плоти и утешение в духовных скорбях. К блаженной стали приходить и приезжать многочисленные посетители. Изба Никоновых стала своеобразным центром села, куда со всех окрестных деревень, соседних уездов и даже губерний стекались люди с просьбами о помощи. Желая отблагодарить за совершенные исцеления, они оставляли ее родителям продукты и дарили подарки; таким образом Матрона стала еще и главной кормилицей своей бедной семьи.
Когда Матрона повзрослела, Господь дал ей возможность посетить ряд святых мест. Дочь одного местного помещика, Лидия Янькова, часто брала блаженную с собой в поездки. Так, Матроне удалось побывать в Киево-Печерской и Свято-Троицкой Сергиевой лавре, в Санкт-Петербурге, а также в других городах и святых местах. По преданию, в четырнадцатилетнем возрасте она встретилась в Андреевском соборе Кронштадта с праведным Иоанном Кронштадтским.
По окончании службы отец Иоанн попросил верующих расступиться перед идущей к солее Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Эти слова святого стали своеобразным напутствием для блаженной.
Еще одним этапом духовного взросления святой Матроны стало ее «сидение». В возрасте семнадцати лет у нее внезапно отнялись ноги. В итоге всю оставшуюся жизнь, на протяжении пятидесяти лет, блаженная не могла ходить. Однако она никогда не роптала на свой недуг, а со смирением переносила его, видя в нем особую о себе волю Божию.
Примерно около 1925 года блаженная Матрона переехала в Москву, где все последующие годы жила у друзей и знакомых. Причиной ее переезда стало то, что после революции 1917 года ее братья вступили в партию большевиков и, соответственно, вера, молитвы и прием верующих в их сельском доме стали невозможными. Не желая подвергать братьев опасности и жалея родителей, Матрона переехала в столицу. В Москве она почти везде жила без прописки, несколько раз ее пытались арестовать. В то же время Москву блаженная любила, называя ее «святым городом, сердцем России». В скитаниях по многочисленным домам, квартирам и подвалам блаженную сопровождали ее послушницы-сиделки. Такой образ жизни стал новым этапом подвижничества святой, так как иногда ей приходилось жить даже у людей, которые относились к ней недружелюбно и враждебно. За почти тридцать лет скитаний в столице святая Матрона жила на Ульяновской улице (у священника Василия, мужа ее послушницы Пелагеи), на Пятницкой улице, в Сокольниках, в Вишняковском переулке (в подвале у племянницы), у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, в Царицыне и даже в Сергиевом Посаде (Загорске).
Дольше всего, с 1942 по 1949 годы, блаженная жила на Арбате, в Староконюшенном переулке, в доме у своей односельчанки. В то же время, проживая в Москве, Матрона иногда бывала и в своем родном селе. Все эти годы ее жизнь состояла из двух основных дел: днем – прием множества людей, а ночью – постоянной молитвы. Принимала блаженная всех, кто к ней приходил, за исключением лишь тех, кто желал ей явного зла. При этом она не просто исцеляла и утешала людей, но и направляла их к Богу, к Церкви и к храму. Известно, что, исцеляя людей, святая требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Блаженная Матрона всё делала бескорыстно, никогда и ни с кого не беря денег. Свою духовную жизнь блаженная поддерживала исповедью и причастием, на которые ходила в храм во имя Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
В 1925 году Матрона перебралась в Москву, где и прожила до конца жизни. Днем она принимала у себя дома тех, кто приходил к ней за советом и исцелением, а ночи проводила в молитве. Регулярно исповедовалась и причащалась.
Блаженная старица принимала людей вплоть до своей кончины. Известно, что дату своего ухода из жизни Матрона предсказала заранее, за три дня. Блаженная Матрона отошла ко Господу 2 мая 1952 года. Изначально она была похоронена на Даниловском кладбище столицы, которое стало местом паломничества тысяч верующих.
Обретение мощей блаженной произошло в ночь на 8 марта 1998 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была вскрыта ее могила. Мощи были доставлены в Данилов монастырь Москвы, откуда потом перенесены в Покровский храм столичного Покровского монастыря, где были помещены в серебряную раку.
2 мая 1999 года блаженная Матрона была канонизирована как местночтимая святая Московской епархии. В октябре 2004 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Матрона Московская была причислена к лику общецерковных святых.
Поклониться мощам блаженной Матроны в Покровском монастыре ежедневно приходит множество верующих.
Покровский женский монастырь г. Москва
Тропарь блаженной Матроне. Глас 2
Богом умудренную блаженную старицу Матрону, земли Тульския процветение и града Москвы преславное украшение, восхвалим днесь, вернии. Сия бо, света дневнаго не познавши, светом Христовым просветися и даром прозрения и исцеления обогатися. Пресельница же и странница на земли бывши, ныне в чертозех Небесных Престолу Божию предстоит и молится о душах наших.
По материалам сайта www.foma.ru