Святой Иоанн Богослов – учитель Веры и Любви

Проповедь святителя Феофана Затворника 

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов почитается по преимуществу образцом и проповедником любви. Любовью дышит его Евангелие, уроками о любви исполнены его послания, и разительным примером той же любви служит вся жизнь его. Он истолковал все тайны любви – и истинное начало ее, и движение ее в делах, и ее конец – высоту, до которой возводит она человека. С этой стороны особенно и известен святой Иоанн, и кто ни стал бы рассуждать о любви, тотчас вспоминает о нем, как образце любви, и обращается к нему, как к учителю любви.

Но, посмотрите, какое употребление сделали из этого нынешние умники. Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому они думают и говорят: «Верь как хочешь – это все равно; только люби людей, как братьев, благодетельствуй им и действуй на них благотворно. Вон, – говорят, – и евангелист Иоанн только и пишет, что о любви. В любви у него свет и всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, ходит во тьме, пребывает в смерти, есть человекоубийца. Известно также, что когда евангелист устарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в Церковь, и он твердил только: «Братие, будем любить друг друга!» Вот как он ценил любовь. Так, – говорят, – надобно и нам: люби – и только, а веруй как себе хочешь».

Противопоставим же лжеучению этих краснобаев истинное учение святого Иоанна Богослова и оградим таким образом смысл свой от колебания в началах христианского здравомыслия суемудрием индифферентизма.

Этим умникам хочется самим все устраивать, без Бога – и свое внешнее благосостояние, и свою нравственность. Оттого они всячески ухищряются сплесть такую систему учения, чтобы в ней о Боге и помину не было, – и бьют на любовь. «Вы себя-то, – говорят, они, – взаимно любите, а о Боге что думать!» Но с этой-то стороны особенно и поражает их святой евангелист.

Действительно, он непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности. Смотрите, откуда производит он любовь. Бог, говорит он, «возлюби нас, и посла Сына Своего очищение о гресех наших,» и затем прибавляет: «аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любить» (1Ин.4:10-11).

Стало быть, по учению его, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, что веруй как хочешь. Потом говорит: «возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть… Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает… Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1Ин 4:7-16). Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе!

Любовь идет от Бога и ведет к Богу, так что, если кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжет и истины нет в нем (1Ин.2:4). Поэтому все учение святого евангелиста о любви можно сократить так: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его и в Себе Самом, и, особенно, в Его спасительных действиях на нас; познать, стало быть, и веровать.

В чем же вся воля Божия? В вере и любви.

Вот вам, говорит он, заповедь: “да веруете в Сына Божия Иисуса Христа, и любите друг друга!» (1Ин3:23). Значит, не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и притом так, что вера есть источник любви; так что если собрать воедино только те места, где святой евангелист Иоанн говорит об одной любви, то и тогда учением его никак нельзя утверждать лжи суемудрия, что люби, дескать, только, а веруй как хочешь.

Но у святого Иоанна, кроме учения о любви, есть еще учение о вере, независимо от закона любви, – и смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: «Веруй как хочешь». С первых же стихов своего послания о чем идет у него проповедь? “О том, – говорит он, – что мы видели, что слышали и что руки наши осязали – о Словеси животнем, о том, что живот явися, тот живот, Иже бе у Отца и явися нам; все это поведаем вам, да общение имате с нами; а наше общение, – прибавляет он, – со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1Ин1:1-3).

Значит, у святого Иоанна Богослова, как и у всех апостолов, главная проповедь – об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же после этого останавливаться на последнем, не имея первого?

Далее святой Иоанн задает себе вопрос: «кто же есть лживый?» «Никто, – отвечает он, – разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихристов, отметаяйся Отца и Сына. Всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать… Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин2:22-23,4-15). Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, – как же после этого говорить «веруй как хочешь»?

А вот и еще предостережение. «Возлюбленнии, – говорит святой евангелист, – не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть; яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов» (1Ин4:1-3). Но кто говорит «веруй как хочешь», тот не исповедует Иисуса Христа, потому что если б исповедовал, то не говорил бы так; стало быть, и он «от Бога несть.» От кого же? Отвечайте сами…

Наконец, святой евангелист всю сущность христианства изображает так: «живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот; а не имеяй Сына Божия живота не имать» (1Ин.5:11-12). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, тот не имеет живота вечного. После этого как же все равно, что веруй как хочешь? Нет, – «вемы, яко Сын Божий прииде и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго… во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный»  (1Ин.5:20).

Этих извлечений, кажется, достаточно, дабы показать индифферентистам, что они напрасно думают найти опору своей лжи в учении святого Иоанна Богослова. Верно, они говорят так потому, что никогда не читали святых и боговдохновенных его писаний, а ссылаются на него по слуху о его любвеобильности.

Но пусть они теперь выставляют и другое, кроме сего, в защиту своего лжеучения, – нам, верующим, достаточно одного слова возлюбленного ученика Христова, чтобы отвергнуть его, и не колеблясь веровать исключительно тому, что передано от Господа чрез святых Его апостолов и содержится Церковию.

По материалам сайта www.azbuka.ru

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.