Благоверные князья Феодор, Давид и Константин, ярославские чудотворцы

Святой благоверный князь Феодор, Смоленский и Ярославский, по прозванию Черный, родился в грозную для Руси годину монгольского нашествия, около 1237–1239 года, и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, особо почитаемого русскими князьями-воинами.

После смерти отца старшие братья-наследники, поделив между собой земли отца своего, выделили младшему – отроку Феодору маленький Можайск, в котором прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству.

В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого благоверного князя Василия Ярославского, и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения.

Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любяше зело и хотяше за него дщерь свою дати».  Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками». Выдать дочь за русского князя, значило признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое Крещение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью.

Так женился святой Феодор на дочери могущественного хана, нареченной в крещении Анной. Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья — святой благоверный князь Давид и святой благоверный князь Константин.

Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил преставился». Дав князю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и благоустроении своего города и княжества. Слава его гремела по всей Руси, все князья искали с ним дружбы и союза.

В 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года угодник Божий повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь и принял монашеское пострижение.

Во время самого окончания обряда святой Феодор попросил прервать священнодействие. По благословению игумена, во исполнение воли умирающего, князя вынесли на монастырский двор, куда сошлось уже множество ярославцев. «И исповедался князь пред всем народом, если согрешил пред кем или нелюбие держал на кого.» Лишь после этого решился смиренный воин завершить свой необычный и многотрудный жизненный путь принятием ангельского образа.

Всю ночь игумен и братия молились над святым князем. В два часа ночи начали звонить к утрене. Напутствованный Святыми Тайнами Христовыми, святой Феодор безмолвно лежал на своем иноческом ложе. Когда же иноки начали третью «Славу» Псалтири, он осенил себя крестным знамением и предал душу Господу. Вид его в гробу был необычен: «Чудно бе зрети блаженнаго, на одре лежаща не яко умерша, но яко жива суща. Светилось лице его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце».

Церковное почитание святого князя Феодора в Ярославской земле началось вскоре после его смерти. В 1322–1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память почитаемого Владыкой святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Епископ Прохор был прежде игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Вероятно, он лично знал святого князя, мог быть очевидцем его пострижения и всенародного покаяния.

5 марта 1463 года были обретены в Ярославле мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина. Летописец, очевидец события, записал под этим годом: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса лежали три князя великие, князь Феодор Ростиславич да дети его Давыд и Константин, поверх земли лежали. Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, под пазухами лежали, зане меньше его ростом были. Лежали же во едином гробе». Эта черта физического облика святого князя так запечатлелась в восприятии очевидцев и современников обретения его мощей, что запись об этом вошла в Проложные жития князя Феодора и в Иконописные подлинники.

Обретение мощей благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев произошло в 1463 году. Тогда же ярославские князья были канонизированы в Спасо-Ярославском монастыре при архимандрите Христофоре и ярославском князе Александре Федоровиче.

В конце 80-х прошлого века из Ярославского музея-заповедника, бывшего Спасо-Яковлевского монастыря, мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина были перенесены в Феодоровский собор г. Ярославля, который в то время был кафедральным храмом. В 2011 году святые мощи благоверных великих князей торжественным крестным ходом были перенесены во вновь отстроенный Успенский кафедральный собор.

Благоверные князья Феодор, Давид и Константин особенно почитаются в Ярославской митрополии. Они много сделали для укрепления русской земли во времена господства на ее землях Орды. Огромное влияние, которое святой Федор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Князь Давид правил Ярославлем 32 года и скончался в 1321 году. Константин был верным помощником своего старшего брата. Оба брата подражали благочестивой жизни отца.

Тропарь благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, на преставление,  глас 4

От юности вашея Христове любви прилепившеся, святии,  усердно закон и оправдания Того сохранисте,  отонудуже и чудесными даровании обогатившеся,  исцеления источаете, Феодоре, Давиде и Константине,  о верою вас почитающих,  молите Христа Бога, спастися душам нашым.

Запись опубликована в рубрике Календарь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.