Преподобный Андрей Критский

Проповедь протоиерея Александра Меня

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! 

Сегодня Церковь празднует память преподобного Андрея Критского. Вы все знаете, что память его также почитается Великим постом, когда мы в храме читаем и поем слова написанного им Великого покаянного Канона, потому что преподобный Андрей был учителем покаяния, силы очищающей и оздоровляющей человека.

Это время, когда человек стоит перед лицом Бога и просит Его омыть, оживотворить окаменевшее, усталое, очерствевшее, полное злопамятства человеческое сердце. Мы приносим свои грехи Господу, и Он Своей исцеляющей рукой с нас все снимает.

Но как принести, как покаяться? И преподобный Андрей нас учит прежде всего на примерах Священного Писания. Весь его Великий Канон — это как бы чтение слова Божия. Он смотрит на страницы Священной книги и все время находит там уроки для покаяния. И Ветхий Завет, и Новый Завет, и древние времена, и более близкие — все навевает ему мысли о необходимости перед Господом очиститься, омыться и ожить.

Вот поэтому так дороги для нас слова Канона Андрея Критского и сам он, учитель покаяния.

И мы с вами каждое богослужение — а надо бы и каждый день — открываем Священное Писание и находим там глаголы вечной жизни. Это не простая книга. Конечно, она написана людьми, но людьми с помощью и по вдохновению Духа Божия, и кто с верой будет каждый день открывать ее, тот будет находить там всю жизнь нечто новое, важное и глубокое.

Вот сегодня мы празднуем, кроме памяти Андрея Критского, память пророка Осии, который жил за 800 лет до рождения Христа Спасителя. Казалось бы, какая древность! Какое к нам может иметь отношение то, что было почти три тысячи лет назад? Но ведь, дорогие мои. Бог всегда один, и люди, в общем, всегда те же самые. У нас не появилось новых грехов — какие были десять тысяч лет назад, такие остались и теперь. Человек меняет свою одежду, а сердце у него остается все то же: та же любовь, та же ненависть, те же порывы в душе — человек есть человек.

Поэтому мы можем прислушаться к Слову Божию, сказанному через пророка Осию. Он сам принадлежал к священническому роду. Жил в городе Самарии, и с печалью, с горечью видел, как люди теряют веру, отступают от Божиего Завета. Он предсказывал им, что отступление от веры ведет к горьким плодам. Это было правдой три тысячи лет назад и это — правда сегодня. То, что человек сеет, то и жнет. Сегодня мы слышали это в послании апостола: “Бог поругаем не бывает, что ты посеешь, то и пожнешь”.

Поэтому нам надо помнить, что мы, как члены Церкви, как члены общества, несем ответственность, потому что посеянное нами зло вырастает в двойное зло. Люди думают, что все может пройти легко, а на самом деле горек бывает результат зла. Всякая ненависть, как яд, порождает другую ненависть, всякое пренебрежение рождает другие злые последствия. Значит прав был пророк, когда говорил: “Если отступите от Божиего закона, вам будет тяжко и горько”.

И не потому, что Господь Бог наказывает вроде уголовного суда, потому что Он, любящий нас, так создал в мире: когда подходит итог жизни, мы видим, что пожинаем то, что сеяли. Только кажется, что все перепутано. Посмотрите: иногда кажется, что страдает добрый человек, а злой — торжествует, но это только до поры до времени, так учит нас пророк — в конечном счете правда Божия будет победительницей.

И еще пророк Осия передал нам такие слова Божий: “Милости хочу, а не жертвы”. Слова эти потом повторил Господь Иисус… Что они означают? Они значат, что Господь прежде всего ждет от нас милосердного сердца!

И тот из нас, кто думает, что Богу можно угодить без милосердия, без доброты, без любви — тот ошибается.

Можно собрать деньги и построить храм, но если ты не имеешь добра, это будет не угодно Богу, можно поститься со всей строгостью, но если ты не будешь относиться по-доброму к людям, это будет не нужно Богу, можно ходить в храм и в воскресные и в будние дни, каждый день, но если у тебя нет любви, нет доброго отношения к людям — все это пустое.

Апостол Павел нам говорит больше: даже если есть такая вера, которая может передвигать горы, но нет любви — все это, как погремушка, как медь бряцающая. Прочтите в первом послании к Коринфянам в тринадцатой главе — там об этом хорошо сказано. Вот вам и урок Священного Писания.

Оно — как море — мы из него черпаем ладошкой, ложечкой черпаем и никогда не вычерпаем. Всегда оно будет нас питать. И поэтому сегодня мы благодарим Бога:

Господи!  Сколько в нас
безумия, глупости и ограниченности,
а мудрость и любовь у Тебя!

Дай нам хоть искру
Твоей мудрости и любви,
в слове Твоем запечатленных. Аминь.

“За две недели до Рождества Христова”

Тропарь преподобномученику Андрею Критскому, глас 4

Постнически преподвизався на горе, умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. Паки же ко страдальчеству мужески облеклся еси, убив Копронима мечем веры; и обоих ради венчался еси от Бога, преподобномучениче Андрее, приснопамятне.

из книги “Свет миру светит” Проповеди протоиерея Александра Меня

По материалам сайта www.azbuka.ru

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.