«Радуйся Невесто Неневестная»

«Отныне будут ублажать Меня все роды» 

 Евангелие от Луки 1:48

В субботу на пятой неделе Великого поста святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста – благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Сам праздник стал называться «Похвала Пресвятой Богородице», а данное название используется уже в древнерусских летописях. Считается, что Акафист Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Богородицу. Акафист в VIII веке  приобрел свой современный вид, а Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы стал отмечатся с IX века и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви.

«Дорогие мои, обратимся к Акафисту, столь любимому православным людом. Никому не принесено столько похвалы и благодарности, как Пресвятой Богородице.

Акафистов Матери Божией составлено множество, но прообразом для всех последующих был именно этот. И не ошибемся, если скажем, что по силе душевного чувства подобные ему встречаются редко. Эта песнь излилась из пораженного смертельной опасностью сердца и чудом избежавшего гибели.

С изумлением, с гласом радования и благодарения повергается пред виновницей своего спасения человек, именуя Ее Взбранной Воеводой победительной. В этом кратком молитвословии сказано так много и так выразительно.

С первого икоса и по четвертый кондак составитель обращается своей мыслью к жизненной ситуации, когда же и каким образом Дева — дщерь человеческая получает силу и власть, превышающие возможности человеческие. Посланник Божий Архангел Гавриил приносит от Бога известие об обновлении времен. Получает его, а с ним и глас радования только одна Пречистая Дева. «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Радуйся Невесто Неневестная!»

Дщерь рода человеческого стоит непосредственно пред Богом в выборе: сохранить ли привычную, понятную земляность или верой и доверием Богу полностью вступить в неведомую область Божественного Духа. Так и всякий человек при жизни своей слышит зов Божий: человече, отвергнисъ себя, и возьми крест свой, и иди за Мной. Это для всякого призыв судьбоносный! Не избежала минутного недоумения и колебания и Дева: «из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми?» Но тотчас выбор сделан: се, раба Господня! А мир с тех пор проникает в тайну чуда: сила Всевышнего осеняет браконеискусную Деву, и неудобовосходимая высота Ее служения несет радость всему миру. Глас радования утверждает выбор: радуйся, благодатная, Господь с Тобою!

А дальше мысль творца через весь Акафист наблюдает, как растекается по миру весть о рождении Спасителя и как глас радования Царице Небесной, виновнице этого дивного события, следует за вестью и приводит всех познавших ее к поклонению.

Взыграньем приветствует будущую Матерь Божию еще нерожденный Предтеча. «Радуйся, всего мира очищение». Ангелы поют «плотское Христово пришествие» вслух пастухов, и они вторят ангелам: «Радуйся, Агнца и Пастыря Мати!» Боготечною звездою ведутся на поклонение Деве с гласом радования мудрецы — волхвы: «Радуйся, всех родов веселие». И видим мы, как выходит весть о спасении человечества за пределы обетованной Земли, и весь мир любовью становится соучастником Божия Промышления. Низвергаются идолы, заря нового таинственного дня занимается над непроглядной ночью тьмы и лжи. С рождением Спасителя Зиждителя готова явиться на земле новая тварь, которая неустанно будет воспевать «рождшую Наставника заблудшим». Таинству Боговоплощения дивится мир небесный и земной, ибо «им отверзеся рай». «Спасти хотя мир, нас ради явися по нам Человек», и глас радования слышит Мать Его: «Радуйся, дверь спасения». Согласно все тварное восхваляет Богородицу как одушевленный храм: «Радуйся, Церкве непоколебимый столпе».

Последний же кондак — это наше, други мои, наше радование. Слово и дело дошли и до нашего слуха, а главное — понимания, и мы, обретя в Богородице любящую Мать, прибегаем к Ней с сердечным прошением: сохранить нас в богоугодной жизни на земле и даровать Свой всемощный покров в вечности. Акафист раскрывает пред нами непостижимое величие подвига Матери Божией в домостроительстве нашего спасения.

И мы молимся нашей Небесной Матери: «Взыщи нас погибающих, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши, избави нас от ада, болезни и нужды, и спаси нас».

Дорогие мои, мы с вами в жизни постоянно стоим перед чудом Божественного всемогущества, а примером жизни Девы Марии наглядно утверждаемся, что все возможно верующему и верному Богу сердцу.

Божии обетования — это маяк, и он светит верным, чтобы в свое время исполнить радостью подвиг человеческой жизни.

Только веруй Богу, и потрудись, и претерпи все на этом пути, а верность Божиих обетований не подлежит сомнению, и милость Заступницы нашей Матери Божией всегда готова для всех любящих Сына Ее. Аминь».

Архимандрит Иоанн Крестьянкин «Проповеди Великого поста»

Запись опубликована в рубрике Жизнь обители, Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.