6 января – Рождественский сочельник

Рождественский сочельник, или, как его еще называют, Навечерие Рождества Христова – это день накануне праздника, по-своему очень радостный.

Он известен традицией подавать к столу специальное постное блюдо – сочиво. Собственно, поэтому день и имеет такое название. Сочельник бывает дважды в году – в канун Рождества Христова и в канун Крещения Господня. Связано это с тем, что раньше два этих праздника отмечали в один день.

Рождественский сочельник – высшая ступень на пути к празднику. В этот день установлен особенно строгий пост. Если соблюдать его по всем правилам, то принимать пищу можно только раз – после Вечерни, когда на середину храма будет вынесена зажженная свеча. Она символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть до первой звезды может быть связан именно с этой звездой — свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас Вечерня сочельник служится, как правило, утром 6-ого января вместе с литургией.

Правда, у этого обычая есть и другое, вполне житейское объяснение: зимой рано темнеет, и обед-ужин предполагается, когда первая звезда уже взошла. Люди, которые чтят церковный устав, и сегодня стараются придерживаться этой традиции. А те, кому такая строгость не по силам, просто ограничивают свой дневной рацион ради ожидания Рождества Христова.

До Рождества Христова остались считанные часы. Впереди самое строгое время поста. Но не стоит относиться к этому трагически.

Есть в Евангелии замечательные слова – «всегда радуйтесь». Они относятся ко всему, что делает человек, даже к посту. В противном случае ни Рождественский пост, ни Сочельник просто не имеют смысла…

Сегодня земля мне явилась небом, ибо на ней рождается Творец, и в яслях приклоняется в Вифлееме Иудейском. С Ангелами непрестанно поют пастухи: «Слава в вышних! Мир в мире!» — увидев звезду, идущую с волхвами, торопящимися принести дары: золото, смирну и ладан — как Единому Богу, вечному Царю и Создателю всего, по милосердию Своему родившемуся в пещере. 

Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4

Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное Рождение. Наста же время рождества, и место ни единоже бе обиталищу, но, якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается прежде падший воскресити образ.

 

По материалам сайта foma.ru

Запись опубликована в рубрике Календарь, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.