«Православия светильник, Максиме преподобне»

Свет возсиял есть преподобному Максиму Божественных словес и повелений, сего ради яко свет вторый и ум крайнейший нам явися.

Из Светилена Канона преподобному и богоносному отцу нашему Максиму Греку

 

У этого человека поразительная судьба. Михаил Триволис (так его звали в миру) родился в Греции и был крещен в Православие, свое блестящее образование он получил в Италии. Там же увлекся гуманистическими идеями Ренессанса и отошел от Церкви. В это время во Флоренции знаменитый проповедник — доминиканский монах Джироламо Савонарола возглавил движение за обновление католицизма. Проповеди Савонаролы вернули увлекшегося гуманизмом юношу ко Христу. Михаил даже поступил в монастырь Сан-Марко, приором которого был Савонарола. Но великий доминиканец был казнен, его идеи отвергнуты, и для Максима начался «путь домой»: возвращение на родину и в Православие, монашеский постриг на Афоне с именем Максим, глубокое изучение восточного христианства, увенчавшееся приглашением в Москву для перевода святотеческих творений. Именно Россия стала для него второй Родиной, где ему суждено было провести большую часть своей жизни, прославиться в качестве талантливого богослова и проповедника, претерпеть несправедливое отлучение от Церкви и тюремное заключение… А через несколько столетий быть прославленным в лике святых.

Многие православные люди склонны превозносить Русь допетровскую в качестве образца святости и благочестия. Однако историческая реальность никогда не бывает простой и идеальной: для Церкви вообще нет простых времен. Смелые и независимые суждения преп. Максима о недостатках духовной жизни Руси, обличение невежества и обрядоверия, нелицеприятные высказывания в адрес сильных мира сего обернулись для него судом и заточением.

Преподобный Максим Грек был послан игуменом Ватопедского монастыря на Афоне в Москву по запросу великого князя Василия III. В русской столице он должен был заняться переводами духовных книг. Вскоре святой сделал перевод Псалтири, который был одобрен московским духовенством и великим князем, и уже собирался возвращаться домой. Однако Василий III повелел Максиму остаться и продолжить труды.

Постепенно перед строгим взором преподобного стали открываться темные стороны общественной жизни на Руси. Не имея в себе силы молчать о них, он выступил с критикой социальных устоев, призывая вспомнить об исполнении христианских идеалов. Даже не побоялся открыто осудить желание великого князя развестись со своей женой. Собор 1525 года решил судьбу праведника, приговорив его к заточению в Иосифо-Волоцком монастыре. Начался новый многострадальный период в жизни святого.

Условия заточения были крайне суровыми. Только через шесть лет святому позволили читать и писать в темнице. Шестнадцать лет преподобному было запрещено причащаться, вести с кем-либо общение или переписку. Претерпевая скорби изоляции, Максим Грек  углем на стене в темнице начертал канон Святому Духу, а также автобиографическое сочинение: «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении».

Последние годы Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. Несмотря на пережитые тяжелейшие годы заточения, подорвавшие его здоровье, преподобный продолжал трудиться.

Допущенные греком неточности в переводах книг были квалифицированы как ересь и использованы в качестве повода для жестокой расправы над ученым монахом. Однако Преподобный не впал в отчаяние, не возненавидел своих гонителей. Лишенный Причастия, а также бумаги и чернил (что для ученого инока было почти столь же страшно и тяжко!), Максим на стене своей вымороженной и наполненной дымом тюрьмы царапал угольком слова благодарности Богу за все, что Он ему ниспослал: он писал канон Святому Духу-Утешителю…

Жестокость и несправедливость наказания были очевидны уже современникам Максима: даже в заточении он продолжал оставаться для Руси «живой энциклопедией». Вскоре ему негласно разрешили писать и даже заказывали целые богословские трактаты. Именно в узах Максим написал большинство из дошедших до нас сочинений, которые прочно вошли в сокровищницу древнерусской литературы.

Одно дело — суд человеческий, но иное — Суд Божий. Про гонителя Преподобного — митрополита Даниила — вспоминают сегодня только лишь в связи с осуждением праведника. А Максим прославлен в лике святых.

В итоге он победил, но победа эта была достигнута не силой, а смирением перед Богом, испытывающим человека здесь, чтобы прославить его Там…

Тропарь преподобному Максиму Греку, глас 8

Зарею Духа облистаемь, витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, пресветел явился еси православия светильник, Максиме преподобне, отонудуже ревности ради Всевидящаго, отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. И о нас хода́тай буди непреложен, чтущих любовию святую память твою.

 

По материалам сайта www.foma.ru

Запись опубликована в рубрике Календарь. Добавьте в закладки постоянную ссылку.