Слово в день памяти Святителя Иоанна Златоуста

Проповедь митрополита Иоанна (Вендланда)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Господь наш Иисус Христос проповедуя Царствие Божие, сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9, 13).

Итак, если мы хотим иметь общение с нашим Спасителем, то мы должны самих себя поставить в ряду грешников, но не таких грешников, которые бесстыдно прилагают грех ко греху, а таких, которые желают покаяться.

А как каяться нам, когда мы не знаем даже, о каких грехах говорить на исповеди священнику? Дело покаяния представляется нам чрезвычайно трудным и обременительным.

Святой Иоанн Златоуст в своих «Беседах о покаянии» показывает, что покаяние не трудно для тех, кто желает отвратиться от греха. Чтобы убедить нас в этом, Святитель предлагает несколько путей, которыми человек входит в покаянное настроение, и, опираясь на Священное Писание, подробно описывает каждый путь. «Я представляю тебе многие пути покаяния, чтобы через разнообразие путей сделать для тебя удобное спасение, – говорит Он. – Если бы Бог дал нам один путь покаяния, мы стали бы отговариваться так: не можем идти этим путем, не можем спастись. Но вот, чтобы отнять у тебя этот предлог, Он дал тебе не один путь, и не два, и не три, но многие и различные».

Первый путь – исповедание грехов. «Ты грешник, – говорит Святитель, – не отчаивайся, но приди принеси покаяние. Ты согрешил? Скажи Богу: «Я согрешил». Какой тут труд? Какое обременение? Какая скорбь? Божественное Писание говорит: «Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26); скажи грех, чтобы разрешить грех». Святитель Иоанн Златоуст приводит в пример царя Давида: «Он впал в прелюбодеяние и убийство… но еще не сознавал, что согрешил: так был усыплен страстию!» Осторожно, посредством притчи, Пророк Нафан объясняет Давиду его грех, убеждает его покаяться. У Давида открываются духовные очи, и он с сокрушением говорит «Согрешил я пред Господом». Тотчас же Пророк Нафан от лица Самого Бога говорит ему: «И Господь снял с тебя грех твой» (2 Цар. 12, 13).

«Но есть и второй путь покаяния. Какой же это? Оплакивание греха. Ты согрешил? Плачь, и изгладишь грех. Не приказываю тебе ни рассекать моря, ни входить в пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний путь, ни тратить деньги, ни вверять себя бурным волнам, но что? Поплачь о грехе». Святитель Иоанн Златоуст приводит пример царя Ахава. Этот самарийский царь по своему капризу захотел иметь виноградник, принадлежавший Навуфею. Однако Навуфей отказался продать свой виноградник, так как дорожил им – наследием своих предков. Тогда Ахав через жену Иезавель добивается того, чтобы Навуфея неправильно осудили и побили камнями. Теперь Ахав может завладеть виноградником Навуфея. Но приходит Пророк Илия, обличает Ахава и грозит ему, что он умрет страшной смертью. Но Ахав опечалился и плакал о грехе свеем; он сознал беззаконие, и Бог отменил приговор, произнесенный на него (3 Цар. 21).

«Есть и третий путь покаяния, – продолжает Святитель Иоанн Златоуст, – смиренномудрие. Будь смиренномудр и разрешишь узы греховные». В доказательство этого Святитель напоминает слушателям притчу Господню о мытаре и фарисее, и также пример святого Апостола Павла. Святой Апостол, несмотря на то что сознавал великое действие в нем благодати Божией и то что он потрудился более всех других Апостолов (1 Кор 15, 10), был смиренномудр. Он, потерпевший темничное заключение и бичевания, уловивший посланиями Вселенную, привлеченный Небесным голосом, смиренномудрствует, когда говорит: «Я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом» (1 Кор. 15, 9). И далее Святитель разъясняет: «В том-то и состоит истинное смиренномудрие, чтобы смириться во всем и называть себя меньшим. Подумай, кто был сказавший эти слова? Павел, гражданин Небесный, хотя еще облеченный немощным телом, столп Церкви, земной ангел, человек Небесный».

Святитель Иоанн Златоуст предлагает и четвертый путь покаяния. «Какой же это путь? Это милостыня, царица добродетелей, весьма скоро возводящая людей в Небесные своды, наилучшая защитница. Великое дело милостыня, посему и Соломон восклицал: «Великая вещь человек, и драгая муж, творяй милость» (Притч. 20, 6). «Велик полет у милостыни: она рассекает воздух, проходит луну, восходит выше лучей солнечных, достигает самих небес. Но и там она не останавливается; напротив, проходит и небо, обтекает и сонмы Ангелов, и лики Архангелов, и все высшие силы и предстает самому Престолу Божию. Научись этому из самого Писания, которое говорит: «Корнилий!.. Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10, 3-4). А слово пред Богом – значит вот что: хотя у тебя много грехов, но так как милостыня – твоя защитница, то не бойся; но одна из вышних сил не остановит ее; она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это глас Самого Господа: кто сотворил одном из сих… меньших, тот Мне сотворил (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было у тебя грехов, твоя милостыня превышает все».

Чтобы подтвердить эту мысль, Святитель Иоанн Златоуст вспоминает притчу Господню о десяти девах. Пять из них были мудрые, а пять неразумные. У мудрых был елей, у неразумных не было елея. Мудрые вошли в чертог вместе с Женихом Христом, неразумные были оставлены за дверями. Иоанн Златоуст толкует елей как милостыню, что особенно убедительно для греческих слушателей. На греческом языке слов «елей» значит и милость, и оливковое масло, необходимое для горения светильников. Святитель говорит: «Сколько благ от милостыни, а мы нерадим и не заботимся! Дай, по возможности, хлеба. Нет у тебя хлеба? Дай чашу холодной воды. Нет и этого? Поплачь с несчастным и получишь награду не за вынужденное, но за свободное дело».

Еще один, пятый путь покаяния, предлагаемый Святителем Иоанном Златоустом, есть молитва. «Молись каждый час, – говорит он, – не изнемогай в молитве и неленостно умоляй человеколюбие Божие, а Бог не отвратится от постоянно молящегося, но простит тебе грехи твои и исполнит прошения твои». О том, что молитва принесет желаемый плод, Святитель Иоанн Златоуст убеждает слушателей примером из притчи Христовой о том, как настойчивый человек сумел ночью выпросить хлеб у соседа, который сначала отказывал ему, потому что уже со всей семье лег спать и не хотел вставать.

Шестой путь покаяния – пост. Наиболее яркий пример этого – спасение целого города – Ниневии – проповедью Пророка Ионы, который ходил по городу и говорил, что еще три дня, и Ниневия погибнет. Иоанн Златоуст говорит: «Услышали это ниневитяне и не показали неверия и пренебрежения, но тотчас поспешили к посту все: мужи, жены, рабы, господа, начальники, подчиненные, дети, старцы; даже скоты не были изъяты из этого общественного подвига. Пьянство и объядение поколебали и грозили ниспровергнуть город, когда он стоял, а пост поддержал его и тогда, когда он колебался и готов был упасть!»

Вот сколько различных путей, сколько возможностей для покаяния. Если внимательно читать Евангелие, мы сможем найти и другие пути. Например, вера. Расслабленный и те, которые положили своего больного друга к ногам Христа, имели веру. И больной прежде всего услышал: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои» (Мф. 9, 2).

Может также привести к прощению грехов и любовь ко Христу, как к источнику святости и добра. Об этом свидетельствует пример грешницы, которая пришла в дом Симона-фарисея. О ней Сам Христос говорит так: «…она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла… Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7, 44, 47).

Или, наконец, прощение грехов может дать исповедание Христа. Благоразумный разбойник совершил это исповедание на кресте, совершил тогда, когда многие оставили Господа, и услышал ответ: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Все перечисленные примеры необходимы для того, чтобы пробудить в нас чувств покаяния. С таким чувством каждый может смело идти на исповедь и получить отпущение грехов в Таинстве покаяния. Покаяние нам очень нужно. Без покаяния мы можем стать бесчувственными и равнодушными людьми. Более того, мы можем вообразить себя праведниками; в нас разовьется самодовольство, от этого наша душа зачерствеет, мы будем близки к духовной смерти.

Приступим же ко Христу! Он возлюбил нас, полюбим и мы Его! Он – податель Вечной Жизни, каждому Он указывает путь к ней. Все пути: исповедь и слезы, смиренномудрие и пост, вера и действия любви, молитвенное призывание Господа и просто молитва – связны одной нитью. Эта нить – любовь ко Христу, нас исцеляющему, нас очищающему, нас оживотворяющему. Аминь.

26 (13) ноября 1985 года / По материалам сайта www.azbyka.ru

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок. Добавьте в закладки постоянную ссылку.