Трагические события столетней давности…

Часть 2. Последняя игумения и сестры.

Обложка книги о последних сестрах Казанской обители.

Судьба последних насельниц, закрытого в декабре 1918 года Казанского женского монастыря, весьма трагична. Сведений о них сохранилось совсем мало: в богоборческие годы жизнь, посвященная служению Христову, все больше становилась сокрытой. Доступны для изучения и исследования немногочисленные письма, следственные дела, протоколы допросов и др.  Те немногие сведения, которые дошли до нас представляют особую ценность. Собранные игуменией Екатериной и сестрами документы легли в основу книги, посвященной последним Казанским насельницам. О них мы хотим рассказать.

Последней настоятельницей Казанского женского монастыря до его упразднения была игумения Феодотия. По происхождению мещанская девица, Ольга Петровна Хомякова поступила в Казанский монастырь в 13 лет и проходила различные послушания. В 1888 году она была пострижена в мантию архиепископом Ионафаном с именем Феодотия. В звании казначеи ее определили в возрасте 47 лет. В 1907 году по представлению архиепископа Ярославского Тихона (Белавина) Феодотия утверждена Святейшим Синодом настоятельницею обители и возведена в сан игумении.

Мастерицы золотошвейной мастерской обители. Начало XX века.

На время служения игумении Феодотии приходится расцвет Святой Обители. В монастыре проживали без малого 400 сестер. Ее попечением были перестроены больничные палаты, возведено новое каменное здание приходской школы, построено двухэтажное каменное здание прачечной и бани на хозяйственном дворе. За сугубые труды игумению Феодотию наградили наперсным крестом. Настоятельница являлась попечительнцией церковно-приходской школы и за большие заслуги в этом служении получила серебряную медаль. При ней Казанская обитель отметила свой 300-летний юбилей в 1910 году. Праздничное богослужение в Казанском соборе возглавил архиепископ  Ярославский и Ростовский Тихон. Любимую ярославцами женскую обитель поздравляли губернатор, вице-губернатор, военные чины губернии, горожане и многочисленные богомольцы.

В годы первой мировой войны трудами игумении Феодотии и сестер для оказания помощи раненным при монастыре был открыт лазарет на 110 коек, организовано изготовление белья.

Сестры Казанского женского монастыря.

Настоятельнице монастыря, которая столько трудов и молитв положила на благо процветания Казанской обители, пришлось пережить трагедию его разорения и упразднения. В 1918 году ей было уже 77 лет,  однако она мужественно претерпевала все потрясения безбожного времени, заботилась о сестрах,  вдохновляя их на путь исповедничества и стойкости в вере. Только преклонный возраст и смерть избавили ее от тюрьмы и ссылки.

Духовную поддержку ей и сестрам в это непростое время оказывали последние священники обители протоиерей Порфирий Оносовский и Геннадий Алферов, иерей Петр Исполатов, дьякон Николай Софийский.

После закрытия Казанского монастыря в декабре 1918 года  многие сестры ушли вместе с игуменией Феодотией в Толгский мужской монастырь. Остальные сестры остались в Ярославле или разьехались по окрестностям города, устроившись при сельских храмах. Наступило время скорбей и гонений.

В 1930-е годы счет жертв репрессий среди духовенства шел на десятки тысяч, а среди прихожан и монашествующих ― на миллионы. В то время был уничтожен почти весь епископат Русской Церкви: на свободе оставались лишь четыре правящих архиерея, причем и на них были сфабрикованы «показания» для ареста.

Мон. Евпраксия. (Юркина Евдокия) после репрессий 1935г.

За приверженность православию подверглись преследованию властей и многие казанские сестры. По ст. 58 за «организацию контрреволюционной группы женского монашества» были осуждены монахини Наталия Прохорова, Евдокия Юркина, Евдокия Игнатова. В архивах НКВД сохранились следственные дела на 31 казанскую сестру и это только по городу Ярославлю. По предъявленным обвинениям монахини были сосланы в Архангельск, в Сиблаг, в Севкрай.

«Казанские сестры пострадали за Истину, за Христа, за верность Ему и своим обетам. Благодаря их стойкости исповедников, их молитвам ко Пресвятой Богородице, их плачу о разоренной святой обители и совершилось чудо возрождения Казанского женского монастыря, возобновления монашеской жизни на этой святой земле» – так считает настоятельница обители игумения Екатерина.

Игумения Екатерина и сестры бережно хранят память о своих предшественницах и молитвенно их поминают. Установлены места захоронений некоторых последних монахинь обители в Крестах и селе Толгоболь. Их могилы благоустроены и всегда ухожены. Подготовлены материалы  и издана книга о судьбах последних сестер обители – “Сестры. Жизнь за Христа”.

В воскресение 30 декабря в обители отслужили литию с поминанием Синодика последних сестер 1912 года и в память о всех бывших сестрах Казанского монастыря и всех подвергшихся репрессиям. Настоятельница обители игумения Екатерина подарила каждой сестре  экземпляр только что изданной книги.

Вечная память, всем насельницам Казанского женского монастыря, в годы гонений пострадавшим!

Запись опубликована в рубрике 20-летие возрождения обители, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.