Радоница

Радоницей называют  пасхальный день поминовения усопших, установленный Церковью во второй Вторник после Пасхи в знак того, что живущие разделяют радость Воскресения Христова с умершими родными и близкими. В храмах в этот день совершаются особенно торжественное заупокойное богослужение, содержащее множество пасхальных элементов. Верующие в этот день посещают могилы умерших родственников. Слово «радоница» означает просветленная, блестящая.

Кутья – или коливо (варенная пшеница или рис с медом), употребляется при поминовении усопших, предлагается при поминовении усопших, предлагается всем присутствующим в знак братства перед Христом. Мед выражает духовную сладость, которая ожидает умерших  с верою и покаянием. Пшеница напоминает о всеобщем воскресении мертвых и слова Иисуса Христа : «Аще зерно пшеничное пад на землю не умрет, то едино пребывает,  аще же умрет , мног плод сотворит.»   (Иоанн 12, 24).

Поминовение усопших – это неотъемлемая часть церковной жизни, так как христиане верят, что с земной кончиной не заканчивается путь души человека. Через Свою Крестную смерть и Воскресение Христос подарил людям вечную жизнь и возможность спасения. И потому умершие так же, как и живые, радуются Пасхе, а Радоница – это специально установленный для общего ликования день.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей.

По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния получают и те, о ком мы молимся.

Ведь  все мы – живые и мертвые – соединены в Едином Теле Христовом — Его Святой Церкви.

 

Запись опубликована в рубрике Жизнь обители, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.