Житийное повествование о жизни и страданиях Варвары основано на древнем сказании, сформировавшемся в VII веке и имеющем, вероятно, египетское происхождение.
Согласно агиографическим источникам, Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить прекрасную и умную дочь от домогательств женихов всего Египта, отец строит для нее высокую башню, не подозревая, что это провиденциально совпадает с её целомудренной решимостью блюсти девство. Завершающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны пробить в стене два окна, но Варвара, тайно принявшая христианство, велит пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвергая при этом установленные в башне статуи языческих богов.
Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передал дочь в руки префекта Мартиниана, подвергнувшего Варвару жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно преподанного причастия. (Отсюда роль Варвары как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток Варвара поет псалмы, словно не ощущая боли. Наконец, взбешенный Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несёт наказание от испепеляющей молнии. Предания относят мученичество Варвары либо к началу IV века (период последних массовых репрессий против христиан), либо ко времени императора Максимина; в этом случае подчеркивается, что наставником Варвары в богословии был знаменитый христианский ученый Ориген Александрийский.
В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.
По свидетельству византийской писательницы Анны Комниной, в храме св. Варвары находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В 1108 году часть ее мощей была принесена в Киев византийской принцессой Варварой (из династии Комнинов), вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича (Михаила).
Житие Варвары – любимое чтение на Руси – воспроизведено в акафисте, составленном Киевским митрополитом Иоасафом Краковским (Кроковским) (1708–1718), а также в народных стихах и псалмах.
Древнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад заимствует ее житие из Менология («Месяцеслова») византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Четырнадцати Святых Помощниц – «патронесс», избавляющих от неожиданной смерти.
Кто покровительствует грозному оружию – «богу войны»? Оказывается, Варвара (греч. Barbara – “иноземка”) – героиня христианской агиографической литературы, дева и святая великомученица.
Варвару призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на суше, что, видимо, стало основой почитания её как покровительницы оружейников и огнестрельного оружия (артиллерии). Варвара изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и Воскресения Иисуса Христа), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть.
Святая славная всехвальная Варваро,
О Цвете девства, крине чистоты,
Да узрит мир в сиянии нетварном
Родного облика прекрасные черты.
Ты в Небо строгое без устали глядела,
В высокой башне заточенная отцом,
Скрижали Вечности духовным взором зрела,
И дерзновенно предстояла пред Творцом.
Ты чистым сердцем идолов повергла.
Открылась Истина, неколебима и проста
Вмиг Небеса обетованные отверзлись,
И Духом Божиим исполнились уста.
Без страха вознеслась над тленом смерти,
И стала Светом для Вселенной всей,
Избранницей Божественного Неба
Ты стала крестной смертию своей.
Святую Троицу безстрашно исповедав,
Мученья приняла, о бренном не скорбя,
В высокой радости, смятении и бедах,
Лишь Господа Единого любя.
Святая славная всехвальная Варваро,
Венец приняв в великий смертный час,
Сподобилась Божественного дара,
Творца молить о Покаянии для нас.
Ты Бога Истинного правду и спасенье
В скорбях узрела и сумела обрести.
О, усмири души моей смятенье,
И Покаяньем душу просвети.
Увижу ль я в сиянии нетварном
Святого Облика прекрасного черты?
Святая славная всехвальная Варваро,
О Цвете девства, крине чистоты.
Татиана Лазаренко
По материалам сайтов www.azbuka.ru, www.pravme.ru