Великомученица Варвара

Житийное повествование о жизни и страданиях Варвары основано на древнем сказании, сформировавшемся в VII веке и имеющем, вероятно, египетское происхождение.

Согласно агиографическим источникам, Варвара родилась в египетском городе Гелиополе и была единственной дочерью богатого язычника Диоскора. Чтобы предохранить прекрасную и умную дочь от домогательств женихов всего Египта, отец строит для нее высокую башню, не подозревая, что это провиденциально совпадает с её целомудренной решимостью блюсти девство. Завершающие в отсутствие отца строительство башни каменщики должны пробить в стене два окна, но Варвара, тайно принявшая христианство, велит пробить три (как зримое исповедание веры в Святую Троицу), низвергая при этом установленные в башне статуи языческих богов.

Вернувшийся Диоскор, узнав об этом, передал дочь в руки префекта Мартиниана, подвергнувшего Варвару жесточайшим пыткам. В темнице она получает утешение и исцеление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно преподанного причастия. (Отсюда роль Варвары как святой, в трудных обстоятельствах спасающей христианина от опасности умереть без причащения.) Во время продолжающихся пыток Варвара поет псалмы, словно не ощущая боли. Наконец, взбешенный Диоскор собственноручно отсекает дочери голову и мгновенно несёт наказание от испепеляющей молнии. Предания относят мученичество Варвары либо к началу IV века (период последних массовых репрессий против христиан), либо ко времени императора Максимина; в этом случае подчеркивается, что наставником Варвары в богословии был знаменитый христианский ученый Ориген Александрийский.

В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.

По свидетельству византийской писательницы Анны Комниной, в храме св. Варвары находили убежище обвиняемые в преступлениях беглецы. Вероятно, на этом основано убеждение, что Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. В 1108 году часть ее мощей была принесена в Киев византийской принцессой Варварой (из династии Комнинов), вышедшей замуж за великого князя Святополка Изяславича (Михаила).

Житие Варвары – любимое чтение на Руси – воспроизведено в акафисте, составленном Киевским митрополитом Иоасафом Краковским (Кроковским) (1708–1718), а также в народных стихах и псалмах.

Древнее изображение Варвары сохранилось на римской фреске VIII века. В следующем столетии Запад заимствует ее житие из Менология («Месяцеслова») византийского агиографа Симеона Метафраста. Здесь она является одной из Четырнадцати Святых Помощниц – «патронесс», избавляющих от неожиданной смерти.

Кто  покровительствует грозному оружию – «богу войны»? Оказывается, Варвара (греч. Barbara – “иноземка”) – героиня христианской агиографической литературы, дева и святая великомученица.

Варвару призывают в молитвах как спасительницу от бури на море и от огня (смертельной молнии) на суше, что, видимо, стало основой почитания её как покровительницы оружейников и огнестрельного оружия (артиллерии). Варвара изображается с короной, мечом (как орудием казни), башней с тремя окнами (макет которой она может держать в руке) и павлином (символом бессмертия и Воскресения Иисуса Христа), а также с потиром (чашей для причастия), символизирующим счастливую христианскую смерть.

Святая славная всехвальная Варваро,

О Цвете девства, крине чистоты,

Да узрит мир в сиянии нетварном

Родного облика прекрасные черты.

Ты в Небо строгое без устали глядела,

В высокой башне заточенная отцом,

Скрижали Вечности духовным взором зрела,

И дерзновенно предстояла пред Творцом.

Ты чистым сердцем идолов повергла.

Открылась Истина, неколебима и проста

Вмиг Небеса обетованные отверзлись,

И Духом Божиим исполнились уста.

Без страха вознеслась над тленом смерти,

И стала Светом для Вселенной всей,

Избранницей Божественного Неба

Ты стала крестной смертию своей.

Святую Троицу безстрашно исповедав,

Мученья приняла, о бренном не скорбя,

В высокой радости, смятении и бедах,

Лишь Господа Единого любя.

Святая славная всехвальная Варваро,

Венец приняв в великий смертный час,

Сподобилась Божественного дара,

Творца молить о Покаянии для нас.

Ты Бога Истинного правду и спасенье

В скорбях узрела и сумела обрести.

О, усмири души моей смятенье,

И Покаяньем душу просвети.

Увижу ль я в сиянии нетварном

Святого Облика прекрасного черты?

Святая славная всехвальная Варваро,

О Цвете девства, крине чистоты.

                                                       Татиана Лазаренко

 

По материалам сайтов www.azbuka.ru, www.pravme.ru

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.