Суббота Светлой седмицы

Хлеб в жизни человека занимает очень важное место.

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.

Хлеб – это не только источник нашего питания и жизни, но и символ самой Церкви, так как сделан из множества зёрен, а Церковь состоит из множества членов.

Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл. 9).

 В таинстве Евхаристии хлеб пресуществляется в Тело Христово.

Еще в Церкви существует особый хлеб, который называется Артос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста. В переводе с греческого это слово обозначает «квасной хлеб». Артос представляет собой большие хлеба, которые освящают в Пасхальную ночь. Всю Светлую Седмицу артос, как символ Воскресения Христова, пребывает на аналое напротив царских врат. Во время ежедневных пасхальных крестных ходов Артос износят на специальных платах.

Артос – это хлеб, который для нас очень дорог воспоминанием: когда Христос воскрес, Он являлся своим ученикам в определенное время и при определенной ситуации, например, когда апостолы собирались вместе. И зная об этом апостолы, собравшись, сразу откладывали ему часть трапезы. В первую очередь, конечно, хлеб. И Господь, явившись, разделял трапезу с учениками, хоть и не имел нужды в этом.  А иногда Христос незримо присутствовал среди учеников, и не являл себя. Хлеб, который оставляли Христу, апостолы воспринимали как святыню. Поэтому, когда Христос не являлся, апостолы всё равно считали, что Он невидимо с ними. И хлеб, который остался для Христа, апостол Пётр, как самый старший, разламывал и раздавал каждому по частичке.

В Светлую Субботу Артос с особой молитвой раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздаётся верующим, как святыня, с целью благоговейного потребления.

Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа.”

По материалам сайтов www.azbuka.ru и www.semyaivera.ru

Запись опубликована в рубрике Жизнь обители, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.