Великомученик Георгий Победоносец

6 мая память великомученика Георгия Победоносца (+ 303 г.) – одного из самых почитаемых в христианстве святых – празднует Православная Церковь.

По церковному преданию Георгий родился в III веке в христианской семье в малоазийском городе Бейрут. Поступив на службу в римское войско, он прославился своей храбростью, был замечен императором   Диоклетианом (284-305) и выдвинут в старшие военачальники. Георгий совершил немало ратных подвигов и чудес, за что был назван Победоносным.

Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, воин раздал свое имущество нищим, явился к императору и объявил себя последователем Христа.

Ни уговоры, ни мучения не смогли склонить Георгия к язычеству и по приказу императора он был обезглавлен. Казнь совершилась 6 мая (н. ст.) 303 года.

Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии – это поражение змея, обитавшего в озере у подножья Ливанских гор близ Бейрута и пожиравшего людей.

Убив змея, святой Георгий избавил от верной гибели царскую дочь, которой надлежало стать очередной жертвой змея. Залив, на берегу которого расположен Бейрут, и сегодня носит имя святого Георгия.

На Руси Георгий Победоносец издавна почитался как защитник православного воинства. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый , в крещении Георгий, первым способствовал почитанию святого Георгия Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, а также построил храм святого Георгия в Киеве.

Имя святого носил и основатель Москвы Юрий Долгорукий. В княжение великого князя Димитрия Донского святой Георгий выступил как покровитель Москвы, его изображение стало гербом государей московских, а позже вошло в состав русского государственного герба. В 1856 году был учрежден герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца.

Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В его основу положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника – святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного змея.

Святого великомученика Георгия Победоносца чтят как воплощение воинской доблести и преданности долгу.

«На иконе Георгия Победоносца мы видим человека, у которого оказалось мужество и смелость сразиться со злом, сразиться не только ради себя самого, но ради чего-то большего, чем он сам, и сразиться с ним лицом к лицу, зная, что это может стоить ему жизни.

И этот образ святого Георгия – это призыв, обращенный ко всем нам: зло распространилось повсюду, оно не только рыщет вокруг нас, оно таится и в нас самих, стараясь побороть всю эту красоту и цельность; и мы призваны вступить в бой и бороться для того, чтобы зло было побеждено, и не только ради нас самих, и не только ради Бога, но ради всякого, кого зло, может быть, отравляет и разрушает.

Вглядимся же в течение этой недели в эту икону, хотя бы мысленно, если у нас ее нет, и поставим себе вопрос: что в нас есть такого, что стоит у дверей царских палат, у врат Царствия Божия, готовое войти в него, если только оно будет освобождено от оков, в которые зло заключило его, если только оно будет спасено от гибели, куда зло пытается ввергнуть его.

Вглядимся также и в зло, которое пребывает в нас, и примем вызов, как его принял витязь добрый святой Георгий, и будет ли нам это стоить жизни, или будет это стоить злу поражением, выйдем на арену, вступим в бой, и пусть всё прекрасное, великое и благородное будет в нас защищено, спасено, освобождено, и вступит во дворец, в Царство Живого Бога, Который ждет нас с такой любовью, с такой верой, с такой непоколебимой надеждой! Аминь.»

Митрополит Антоний Сурожский (Блум)

Кондак великомученику Георгию Победоносцу, глас 4

Возделан от Бога показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе, сеяв бо в слезах, веселием жнеши, страдальчествовав же кровию, Христа приял еси, и молитвами, святе, твоими всем подаеши прегрешений прощение.

По материалам сайтов www.foma.ru и www.pravoslavie.ru

Запись опубликована в рубрике Миссионерский листок, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.