Приветствую вас, родные во Христе, с днями вечной радости, с праздниками Рождества-Богоявления и с грядущим Новолетием.
Всех вас да сподобит Господь встретить и провести праздники с пользой для спасения вашего, в радости и в мире со всеми.
Христос рождается, славьте Его!
Вновь, по милости Божией, в настоящем году празднуем мы с вами великий праздник Рождества Христова. Песнопевец Православной Церкви, преподобный Косма Маиумский, в первой песне своего рождественского канона, следующими словами воспевает торжество пришествия на землю Христа Бога:
Христос рождается – славьте,
Христос с небес – встречайте,
Христос на земле – возноситесь.
Примечательно, что в этом песнопении великий поэт Церкви прославляет событие Рождества Христова не в прошедшем времени, а в настоящем: «Христос рождается». Не только «родился», но и «рождается».
Где же теперь, после девятнадцати веков, прошедших после дивного и чудесного Рождества в Вифлеемской пещере, – «рождается Христос»?
И как может Он родиться в наше безбожное время, когда христианские народы не только отпадают от призвавшего их Христа, но и восстают на борьбу с Ним, против Него?
На это недоумение отвечает нам Святая Церковь словами великого святителя Иоанна Златоуста в молитвах, читаемых перед принятием святых Тела и Крови Христовых: «Господи, яко же восприял еси в вертепе и в яслех бессловесных возлещи, сице восприими и в яслех безсловесныя моея души и во оскверненное тело мое внити».
Сердце человеческое, немощное, греховное, но жаждущее спасения, – вот те новые ясли вифлеемские, на которыя возлегает Христос, как только воззовет к Нему, в вопле сокрушенном, кающаяся душа, и это сокровенное рождение Христа в человеческом сердце и рождение нового человека готово совершиться каждое мгновение его жизни.
Все существо человеческое – вот тот новый Вифлеем, новый град царя Давида, в который направляет стопы Царь Царствующих, Господь наш Иисус Христос, чтобы, «пройдя в уды и во вся составы» человеческой оскверненной плоти, очистить, освятить «душу и тело, ум и сердце, чревеса и утробы».
Оставим же, дорогие, уныние и воспразднуем день Христова Рождества в радости духовной:
«Христос на земле, возноситесь», – ликует со всею Церковью великий песнопевец.
Если мы, дорогие, в течение Рождественского поста не смогли говением приготовить наши ясли – сердца – к принятию рождающегося Богомладенца, воскликнем к Нему из глубины душевной в самый день праздника светозарного Рождества Его, и Он, грядущий паки родиться и готовый паки пострадать за наше спасение, не пройдет мимо нашего смятенного сердца.
Если мы, в рассеянии нашем, лишены общения с дорогими сердцу нашему родными и близкими, вспомните, что в день Рождества Христова «Небо и земля ликуют» и, следовательно, среди общего ликования приготовлено место для всех; в этом ликовании сливаются сердца наши с теми, кто отдален от нас морями и океанами, и с тем, кого к Себе призвал Господь.
Если кто лишен храмового благолепия, если кто принужден встречать праздник светлый в скудности – «в катакомбах и пещерах», да утешится мыслью о том, что и Христос Бог в убогом вертепе родился, преобразив его для нас в Небо.
«Таинство странное вижу и преславное:
Небо – вертеп,
Престол херувимский – Деву,
Ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый
Христос Бог, Его же величающе, Деву ублажаем».
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)
По материалам сайта www.azbuka.ru