Святые равноапостольные Мефодий и Константин

 

Святые равноапостольные Мефодий и Константин были родными братьями. Они произошли из города Солуни.

Старший — Мефодий сперва был воином, но, прослужив более десяти лет и познав суету житейскую, ушел в монахи на гору Олимп, где с большим смирением и кротостию старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при этом изучением священных книг.

Младший брат — Константин с детских лет возлюбил премудрость, и Бог дал ему большие способности к наукам. Константин обучался у лучших учителей Константинополя философии, диалектике, геометрии, арифметике, риторике, астрономии, а также многим языкам.Он учился у лучших учителей Византии вместе с императором. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление учителей. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни. Он был воздержан и скромен, стремился общаться с добрыми и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло.

Скоро Константин стал священником и библиотекарем при Церкви святой Софии в Константинополе. Все, и даже царь, уважали его, и не раз он был защитником православия в спорах с еретиками и неверными.

Но Константин тяготился жизнью в столичном городе. Скоро он ушел в одно тихое и глухое место, где стал заботиться только о своем спасении, а потом перебрался на Олимп к старшему брату Мефодию, с которым и стал жить вместе, исполняя в постничестве иноческие подвиги, проводя время в молитве или за книжным чтением.

В это время к греческому царю пришли послы от хазар, чтобы к ним прислали кого-нибудь разъяснить им истинную веру. Тогда царь по совету патриарха решил послать к хазарам блаженного Константина, которого призвали с горы Олимп, и царь сказал ему: “Иди, философ (так прозвали Константина за мудрость и ученость), к этим людям и с помощью Святой Троицы благовести им учение о Пресвятой Троице. Лучше тебя никто не может выполнить этого поручения”.

На одном из богословских диспутов Кирилл одержал блестящую победу над многоопытным вождём иконоборцев, бывшим патриархом Аннием, что принесло ему широкую известность в Константинополе.

Примерно в 850 году император Михаил III и патриарх Фотий направляют Константина в Болгарию, где на реке Брегальнице он обращает в христианство многих болгар.

 

Константин согласился и уговорил брата своего, блаженного Мефодия, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. И отправились они вместе.

Насадив христианскую веру в хазарском царстве, святые учители Константин и Мефодий оставили там пришедших с ними священников и возвратились в Константинополь.

Но прошло немного времени, и славянские князья прислали к греческому царю послов с просьбою:

“Наш народ… содержит закон Христианский. Только нет у нас такого учителя, который бы веру Христову объяснил нам на нашем языке. …Ввиду этого, владыко, пошли к нам такового епископа и учителя”.

Решено было отправить к славянам Мефодия и Константина.

В Моравии Константин и Мефодий пробыли более 3 лет и продолжили переводить церковные книги с греческого на славянский язык. Братья обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке,

Прежде всего святые усердно помолились Богу, и им открылась славянская азбука. Первыми словами переведенными великими просветителями были:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Святые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык. Миниатюра Радзивилловской летописи

Потом они перевели на славянский язык все Священное Писание и богослужебные книги.

Святые Кирилл и Мефодий переводят церковные книги на славянский язык. Миниатюра Радзивилловской летописи

Святые равноапостольные Константин и Мефодий прожили среди славян сорок месяцев, переходя с одного места на другое, везде поучая народ на славянском языке. Устраивая училища для славянских юношей, они приобрели много учеников, готовых быть хорошими учителями и достойными священнослужителями в своем народе. Для этого чтобы посвятить своих учеников в священный сан, святые братья отправились с ними в Рим.

Вскоре по прибытии в Рим немощный и прежде Константин, изнуренный трудами и долгим путешествием, тяжко заболел и, получив от Господа извещение о скорой кончине, окончательно слёг, принял схиму и новое монашеское имя Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Он был похоронен в Риме в церкви Святого Климента.

 

Перед смертью Кирилл говорил братy: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Святой же Мефодий послушал совет брата. Он был посвящен в епископы и еще много лет апостольски служил, просвещая славян светом Христианской веры. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело — перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры и крещение славянского народа. В апреле 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников — архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.

Орден «Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия» (Орден «Светите Равноапостоли Кирил и Методий») был высшей государственной наградой царства Болгария. Его учредил в мае 1909 года царь Фердинанд I Кобургский в связи с объявлением в 1908 году Великого княжества Болгарского полностью независимым от Турции, и провозглашением царства. Награду за общечеловеческие заслуги, выдающиеся заслуги перед Отечеством и престолом могли получить не только военные, духовные и гражданские лица государства, но также чужеземные коронованные особы. Статут ордена жестко ограничивал количество награжденных пятнадцатью лицами. Поэтому за время существования ордена его получили всего девять болгар. Однако ограничение не распространялась на иностранцев, поэтому его кавалерами стали еще 52 человека, среди которых и российский государь Николай II, и германский император Вильгельм II, и премьер-министр Италии Бенитто Муссолини, и министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп.о форме награда представляла собой крест голубой эмали, который напоминал план христианской церкви. Между концами креста размещались языки пламени, накрытые династическими лилиями саксонского рода. В центре ордена, в круге, окантованном надписью “ex oriente lux” («С Востока свет» – парафраз евангельского повествования о Рождестве Христовом), находилось изображение фигур святых Кирилла и Мефодия. К ордену, который носили через левое плечо на светло-оранжевой орденской ленте, полагались цепь и звезда.Однако, спустя всего шесть лет, в декабре 1950 года, народным собранием Народной республики Болгарии орден «Кирилла и Мефодия» был учрежден вновь, как преемник ордена «Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Им награждались в том числе иностранцы за заслуги в области просвещения, культуры и науки. Внешне это была медаль с рельефным изображением просветителей словенских, державших в руках открытую азбуку. Медаль крепилась на светлосинюю пятиконечную колодку. Но в 1991 году и этот орден упразднили.

Как феникс, орден «святых Кирилла и Мефодия» вновь стал государственной наградой Болгарии в 2003 году. Причем вернулся и первозданный облик ордена, за тем лишь исключением, что с него исчезли геральдические лилии и слова «Свет с Востока».

Праздник в честь Кирилла и Мефодия — государственный праздник в России (с 1991 года), Болгарии, Чехии, Словакии и Республике Македонии. В России, Болгарии и Республике Македонии праздник отмечается 24 мая; в России и Болгарии он носит имя День славянской культуры и письменности, в Македонии — День Святых Кирилла и Мефодия. В Чехии и Словакии праздник отмечается 5 июля.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.

В 1863 году в Русской Церкви было установлено торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия.

 

Тропарь равноапостольным Киpиллу и Мефодию, учителем Словенским, глас 4 

Яко апостолом единонравнии и словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие Богомудрии, Владыку всех молите, вся языки словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.
Запись опубликована в рубрике Календарь, Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.