Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

 

14 августа, в первый день Успенского поста, празднуется Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Вечером 13 августа, в канун праздничного дня, митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Всенощное бдение в нашей обители.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: “По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста”.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1» (14 августа по новому стилю).

В “Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения”, составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: “А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем”.

Название праздника «происхождение» – неточный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в названии праздника оно дополняется словом «изнесение» (вынос).

В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. Совершая празднество в честь креста Господня, Церковь возносит усердные молитвы к Самому Господу о том, чтобы Он силою Святого Животворящего Креста Своего ограждал нас от врагов видимых и невидимых на всех путях жизни нашей.

По принятому ныне в Русской Церкви чину совершается малое освящение воды. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (первый Медовый Спас: “Спас на воде”, “Мокрый Спас”). С этого дня благословляется вкушение освящённого церковью мёда нового урожая.

Тропарь праздника

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак праздника

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя,  Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

По материалам сайтов www.days.pravoslavie.ru и www.yareparhia.ru

Запись опубликована в рубрике Жизнь обители, Новости, Праздники и будни монастыря. Добавьте в закладки постоянную ссылку.